Способы транспортировки пострадавших с переломами нижних конечностей

Иммобилизация, транспортировка пострадавших

Способы транспортировки пострадавших с переломами нижних конечностей

Иммобилизация – создание неподвижности (обездвижение) конечности или другой части тела при повреждениях, воспалительных или иных болезненных процессах, когда поврежденному (больному) органу или части тела необходим покой. Может быть временной, например на период транспортировки в медицинское учреждение, или постоянной, например для создания условий, необходимых при сращении отломков кости, заживлении раны и т.п.

Транспортная иммобилизация является одной из важнейших мер первой помощи при вывихах, переломах, ранениях и других тяжелых повреждениях.

Ее следует проводить на месте происшествия с целью предохранения поврежденной области от дополнительной травмы в период доставки пострадавшего в лечебное учреждение, где эту временную иммобилизацию при необходимости заменяют на тот или иной вариант постоянной.

Недопустимы перенос и транспортировка без иммобилизации пострадавших, особенно с переломами, даже на короткое расстояние, т.к. это может привести к увеличению смещения костных отломков, повреждению нервов и сосудов, расположенных рядом с подвижными отломками кости.

При больших ранах мягких тканей, а также при открытых переломах, иммобилизация поврежденной части тела препятствует быстрому распространению инфекции, при тяжелых ожогах (особенно конечностей) способствует менее тяжелому их течению в дальнейшем.

Транспортная иммобилизация занимает одно из ведущих мест в профилактике такого грозного осложнения тяжелых повреждений, как травматический шок.

На месте происшествия чаще всего приходится пользоваться для иммобилизации подручными средствами (например, досками, ветками, палками, лыжами), к которым фиксируют (прибинтовывают, укрепляют бинтами, ремнями и т.п.

) поврежденную часть тела. Иногда, если нет подручных средств, можно обеспечить достаточное обездвижение, притянув поврежденную руку к туловищу, подвесив ее на косынке, а при травме ноги, прибинтовав одну ногу к другой (рис.

12.1.).

Основным способом иммобилизации поврежденной конечности на период транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение является шинирование.

Существует множество различных стандартных транспортных шин, которые обычно накладывают медицинские работники, например службы скорой помощи.

Однако в большинстве случаев при травмах приходится пользоваться так называемыми импровизированными шинами, которые изготавливаются из подручных материалов.

Очень важно провести транспортную иммобилизацию как можно раньше. Шину накладывают поверх одежды. Желательно обернуть ее ватой или какой-нибудь мягкой тканью, особенно в области костных выступов (лодыжки, мыщелки и т.п.), где давление, оказываемое шиной, может обусловить возникновение потертости и пролежня.

При наличии раны, например в случаях открытого перелома конечности, одежду лучше разрезать (можно по швам, но таким образом, чтобы вся рана стала хорошо доступна). Затем на рану накладывают стерильную повязку и лишь после этого осуществляют иммобилизацию (фиксирующие шину ремни или бинты не должны сильно давить на раневую поверхность).

При сильном кровотечении из раны, когда есть необходимость в применении жгута кровоостанавливающего, его накладывают до шинирования и не прикрывают повязкой. Не следует отдельными турами бинта (или его заменителя) сильно перетягивать конечность для “лучшей” фиксации шины, т.к.

это может вызвать нарушение кровообращения или повреждение нервов. Если после наложения транспортной шины замечено, что все же произошла перетяжка, ее необходимо рассечь или заменить, наложив шину вновь.

В зимнее время или в холодную погоду, особенно при длительной транспортировке, после шинирования поврежденную часть тела тепло укутывают.

При наложении импровизированных шин необходимо помнить, что должны быть фиксированы не менее двух суставов, расположенных выше и ниже поврежденного участка тела. При плохом прилегании или недостаточной фиксации шины она не фиксирует поврежденное место, сползает и может вызывать дополнительную травматизацию.

Транспортировка пострадавших. Важнейшей задачей первой помощи является организация быстрой, безопасной, щадящей транспортировки (доставки) больного или пострадавшего в лечебное учреждение.

Причинение боли во время транспортировки способствует ухудшению состояния пострадавшего, развитию шока.

Выбор способа транспортировки зависит от состояния пострадавшего, характера травмы или заболевания и возможностей, которыми располагает оказывающий первую помощь.

При отсутствии какого-либо транспорта следует осуществить переноску пострадавшего в лечебное учреждение на носилках, в т. ч. импровизированных (рис. 12.2.). Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок. В этих случаях больного необходимо перенести на руках.

Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок. В этих случаях больного необходимо перенести на руках. Один человек может нести больного на руках, на спине, на плече (рис. 12.3).

Переноску способом “на руках впереди” и “на плече” применяют в случаях, если пострадавший очень слаб или без сознания. Если больной в состоянии держаться, то удобнее переносить его способом “на спине”. Эти способы требуют большой физической силы и применяются при переноске на небольшие расстояния. На руках значительно легче переносить вдвоем.

Пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, наиболее удобно переносить способом “друг за другом” (рис. 12.4. а).

Если больной в сознании и может самостоятельно держаться, то легче переносить его на “замке” из 3 или 4 рук (рис. 12.4. б, в).

Значительно облегчает переноску на руках или носилках носилочная лямка.

В ряде случаев больной может преодолеть короткое расстояние самостоятельно с помощью сопровождающего, который закидывает себе на шею руку пострадавшего и удерживает ее одной рукой, а другой обхватывает больного за талию или грудь.

Пострадавший свободной рукой может опираться на палку. При невозможности самостоятельного передвижения пострадавшего и отсутствии помощников возможна транспортировка волоком на импровизированной волокуше – на брезенте, плащ-палатке.

Таким образом, в самых разнообразных условиях оказывающий первую помощь может организовать тем или иным способом транспортировку пострадавшего.

Ведущую роль при выборе средств транспортировки и положения, в котором больной будет перевозиться или переноситься, играют вид и локализация травмы или характер заболевания.

Для предотвращения осложнений во время транспортировки пострадавшего следует перевозить в определенном положении соответственно виду травмы.

Очень часто правильно созданное положение спасает жизнь раненого и, как правило, способствует быстрейшему его выздоровлению.

Транспортируют раненых в положении лежа на спине, на спине с согнутыми коленями, на спине с опущенной головой и приподнятыми нижними конечностями, на животе, на боку.

В положении лежа на спине транспортируют пострадавших с ранениями головы, повреждениями черепа и головного мозга, позвоночника и спинного мозга, переломами костей таза и нижних конечностей.

В этом же положении необходимо транспортировать всех больных, у которых травма сопровождается развитием шока, значительной кровопотерей или бессознательным состоянием, даже кратковременным, больных с острыми хирургическими заболеваниями (аппендицит, ущемленная грыжа, прободная язва и т.д.) и повреждениями органов брюшной полости.

Пострадавших и больных, находящихся в бессознательном состоянии, транспортируют в положении лежа на животе, с подложенными под лоб и грудь валиками. Такое положение необходимо для предотвращения асфиксии. Значительную часть больных можно транспортировать в положении сидя или полусидя. Необходимо также следить за правильным положением носилок при подъеме и спуске по лестнице (рис. 12.5.).

При транспортировке в холодное время года надо принять меры для предупреждения охлаждения пострадавшего, т.к.

охлаждение почти при всех видах травмы, несчастных случаях и внезапных заболеваниях резко ухудшает состояние и способствует развитию осложнений.

Особого внимания в этом отношении требуют раненые с наложенными кровоостанавливающими жгутами, пострадавшие, находящиеся в бессознательном состоянии и в состоянии шока, с отморожениями.

В период транспортировки необходимо проводить постоянное наблюдение за больным, следить за дыханием, пульсом, сделать все, чтобы при рвоте не произошла аспирация рвотных масс в дыхательные пути.

Очень важно, чтобы оказывающий первую помощь своим поведением, действиями, разговорами максимально щадил психику больного, укреплял в нем уверенность в благополучном исходе заболевания.

Источник: https://www.webohrannik.ru/pervajapomoch/transportirovka-postradavshikh.html

Транспортировка пострадавших

Способы транспортировки пострадавших с переломами нижних конечностей

 

    Глава 1. Общие сведения

Глава 2. Профессиональное
   обучение спасателей МЧС

Глава 3. Организация и проведение
   поисково-спасательных работ (ПСР)

Глава 4. Оказание первой
  медицинской помощи пострадавшим

Глава 5. Охрана труда при ликвидации
  последствий чрезвычайных ситуаций

   Литература

            Неотъемлемой и очень важной составляющей всего комплекса ПСРпри ликвидации последствий любой ЧС является транспортировка пострадавших жизнь и здоровье которых во многом зависят от ее своевременного и профессионального выполнения.

   Способы и средства транспортировки определяются с учетом конкретных условий и ситуаций, в том числе характера ЧС, местонахождения пострадавших, степени травмирования, наличия специальных, подручных средств и расстояния транспортировки. Причинение боли во время транспортировки способствует ухудшению состояния пострадавших, развитию болевогошока.

Транспортировка пострадавших может осуществляться вручную одним илинесколькими спасателями, с использованием специальных приспособлений и подручных средств или без них, по горизонтальным, наклонным, вертикально расположенным поверхностям, в разных средах (воздух, вода, сыпучие материалы), при наличии опасных и вредных веществ.

В ряде случаев транспортировку проводят с использованием автомобильного, авиационного, железнодорожного, водного, гужевого транспорта.

   Основными мероприятиями при транспортировке пострадавших являются следующие: – определение способа транспортировки; – подготовка пострадавших, специальных и подручных транспортных средств; – выбор маршрута; – обеспечение безопасности пострадавших и спасателей при транспортировке; – преодоление препятствий, контроль за состоянием пострадавших, организация отдыха;

– погрузка пострадавших в транспортные средства.

   Ведущую роль при выборе способа, средств, положений, в которых будут транспортироваться пострадавшие, играют виды травм, их локализация, состояние людей, характер заболевания. Правильно выбранные решения спасут жизнь пострадавшим, облегчат их страдания, обеспечат быстрое выздоровление.

Пострадавших транспортируют в положении лежа на спине, на животе, на боку, сидя. При этом голова может быть приподнята или опущена, ноги, руки выпрямлены или согнуты. Для этих целей используются мягкие валики. Ниже представлены основные способы транспортировки пострадавших.

Один из распространенных и хорошо зарекомендовавших себя способов транспортировки пострадавших – использованиеносилок. Носилки бывают штатными (медицинскими) или самодельными (импровизированными). Для изготовления последних необходимо взять два шеста (палки, прута) длиной 1,5-2,0 м, закрепить между ними плотную ткань, пальто, шинель, веревку.

   Нести пострадавшего на носилках могут два, три, четыре человека; при этом необходимо идти не в ногу, осторожно, не раскачивать носилки, постоянно следить за правильным (горизонтальным) положением носилок в местах подъема и спуска. Пострадавшего укладывают на носилки следующим образом.

Один спасатель подводит руки под голову и спину, другой – под таз и ноги, одновременно поднимают и укладывают. Переносят пострадавшего обычно ногами вперед.

Для преодоления препятствий (оконный проем, разрушенная стена, ограда) необходимо: – поставить носилки на землю перед преградой; – встать по обе стороны носилок и взяться за брусья руками; – приподнять головной конец носилок и поставить его на преграду; – одному спасателю преодолеть преграду; – одновременно поднять и пронести носилки над преградой и опустить на нее ближние концы; – преодолеть преграду другому спасателю; – опустить носилки на землю, одновременно взять их и продолжить движение.    Таким же способом преодолеваются трещины, канавы, щели. В этом случае носилки ставятся на край препятствия. Для облегчения и удобства транспортировки используются специальные лямки.

   В том случае, когда пострадавшего необходимо спустить на носилках с высоты, следует надежно закрепить его к носилкам. Спуск может осуществляться в вертикальном или горизонтальном положении. Во время транспортировки спасатели должны постоянно следитьзасостоянием пострадавших (дыхание, пульс, поведение) и, если это необходимо, оказывать медицинскую помощь (искусственное дыхание, инъекция, массаж сердца, обезболивание). При транспортировке на большие расстояния нужно отвести время для отдыха, принятия пищи и проведения гигиенических мероприятий.

   В холодное время года следует принять меры для предупреждения охлаждения (укрыть пострадавшего плотной тканью, дать теплое питье, использовать грелку). Важное значение для пострадавшего имеет уверенное поведение спасателей, его морально-психологическая поддержка.    При массовом поражении людей чрезвычайно важен правильный выбор очередности транспортировки пострадавших. Основным критерием приэтомявляются тяжесть повреждений и состояние человека. В первоочередном порядке транспортируются дети и пострадавшие в бессознательном и шоковом состоянии, с внутренними кровотечениями, ампутированными конечностями, открытыми переломами, ожогами, синдромом длительного сдавливания, послеоперационные больные.Затем транспортируются пострадавшие с закрытыми переломами, наружными кровотечениями. Последними транспортируются пострадавшие с небольшими кровотечениями, ушибами, вывихами.

   Для быстрой доставки пострадавших в лечебные учреждения используется специальный медицинский или обычный транспорт. Транспортировка пострадавших в грузовом транспорте осуществляется на носилках или непосредственно в кузове на полу.

В первую очередь грузят тяжелобольных, размещая их головой к кабине. На свободные места рассаживаются пострадавшие с незначительными травмами. При транспортировке в кузове без носилок сначала необходимо насыпать в него балласт (землю, песок, солому).

Поверх балласта укладывается мягкий настил (матрацы, ковры, стружка, поролон). Для защиты от дождя и снега кузов оборудуют тентом. Здесь же постоянно должен находиться медработник или спасатель. Погрузка пострадавших в железнодорожные вагоны проводится через тамбур или окна.

Сначала людей размещают на верхних, а затем – на нижних полках. Все пострадавшие группируются по тяжести травмы, в зависимости от этого определяется очередность погрузки. Транспортировка водным и воздушным транспортом осуществляется с соблюдением описанных выше требований.

Инфекционных больных транспортируют таким образом, чтобы исключить возможность их контакта с окружающими. Разгрузка пострадавших осуществляется несколькими спасателями.

   Поза для транспортировки пострадавших определяется с учетом вида травмы и состояния пострадавшего.

Оптимальные позы транспортировки пострадавших
в зависимости от травмы

Вид травмыПоза
Сотрясение головного мозгаНа спине
Травмы передней части головы и лицаНа спине
Повреждение позвоночникаНа спине
Переломы костей таза и нижних конечностейНа спине
Шоковое состояниеНа спине
Травмы органов брюшной полостиНа спине
Травмы грудиНа спине
Ампутация нижних конечностейНа спине, с валиком под травмированной ногой
Острые хирургические заболевания (аппендицит, прободная язва, ущемленная грыжа)На спине
КровопотеряНа животе с валиком под грудью и головой
Травмы спиныНа животе или правом боку
Травмы затылочной части головыНа животе
Травмы шеиПолусидячее положение со склоненной на грудь головой
Ампутированная верхняя конечностьСидя с поднятой вверх рукой
Травмы глаза, груди, дыхательных путейСидя
Травмы верхних конечностейСидя
Ушибы, порезы, ссадиныСидя
Травмы спины, ягодиц, тыльной поверхности ногНа животе
Травмы плечевого поясаСидя

 

Источник: http://gimsyaroslavl.narod.ru/Rescuer/Rescuers_Guidebook/ch380_transp.htm

Полезная информация о патронаже и оказанию помощи

Способы транспортировки пострадавших с переломами нижних конечностей

Транспортировка больных или пострадавших в зависимости от используемых для ее организации средств подразделяется на ручную, вьючную, механизированную. Наиболее щадящими являются механизированные способы транспортировки.

Ручная транспортировка предпочтительнее с использованием специальных, а не импровизированных средств.

Пострадавший обязательно должен фиксироваться к носилкам, поскольку тряска, возникающая при транспортировке, и усталость спасателей могут привести к его падению с носилок и получению дополнительных травм.

Переноска на руках вдвоем или даже вчетвером может осуществляться только на небольшие расстояния, так как идет очень сильная нагрузка на руки спасателей. Вьючная транспортировка является более быстрой, чем ручная, но ее недостаток – в большой сложности организации.

Важнейшей задачей первой помощи является организация быстрой, безопасной, щадящей транспортировки (доставки) больного или пострадавшего в лечебное учреждение. Причинение боли во время транспортировки способствует ухудшению состояния пострадавшего, развитию шока. Выбор способа транспортировки зависит от состояния пострадавшего, характера травмы или заболевания и возможностей, которыми располагает оказывающий первую помощь. При отсутствии какого-либо транспорта следует осуществить переноску пострадавшего в лечебное учреждение на носилках, в т. ч. импровизированных. Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок. В этих случаях больного необходимо перенести на руках. Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок. В этих случаях больного необходимо перенести на руках. Один человек может нести больного на руках, на спине, на плече.
Переноску способом “на руках впереди” и “на плече” применяют в случаях, если пострадавший очень слаб или без сознания. Если больной в состоянии держаться, то удобнее переносить его способом “на спине”. Эти способы требуют большой физической силы и применяются при переноске на небольшие расстояния. На руках значительно легче переносить вдвоем. Пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, наиболее удобно переносить способом “друг за другом”. Если больной в сознании и может самостоятельно держаться, то легче переносить его на “замке” из 3 или 4 рук. Значительно облегчает переноску на руках или носилках носилочная лямка.  В ряде случаев больной может преодолеть короткое расстояние самостоятельно с помощью сопровождающего, который закидывает себе на шею руку пострадавшего и удерживает ее одной рукой, а другой обхватывает больного за талию или грудь. Пострадавший свободной рукой может опираться на палку.
При невозможности самостоятельного передвижения пострадавшего и отсутствии помощников возможна транспортировка волоком на импровизированной волокуше – на брезенте, плащ-палатке.
Таким образом, в самых разнообразных условиях оказывающий первую помощь может организовать тем или иным способом транспортировку пострадавшего. Ведущую роль при выборе средств транспортировки и положения, в котором больной будет перевозиться или переноситься, играют вид и локализация травмы или характер заболевания. Для предотвращения осложнений во время транспортировки пострадавшего следует перевозить в определенном положении соответственно виду травмы. Очень часто правильно созданное положение спасает жизнь раненого и, как правило, способствует быстрейшему его выздоровлению.Транспортируют раненых в положении лежа на спине, на спине с согнутыми коленями, на спине с опущенной головой и приподнятыми нижними конечностями, на животе, на боку. В положении лежа на спине транспортируют пострадавших с ранениями головы, повреждениями черепа и головного мозга, позвоночника и спинного мозга, переломами костей таза и нижних конечностей. В этом же положении необходимо транспортировать всех больных, у которых травма сопровождается развитием шока, значительной кровопотерей или бессознательным состоянием, даже кратковременным, больных с острыми хирургическими заболеваниями (аппендицит, ущемленная грыжа, прободная язва и т.д.) и повреждениями органов брюшной полости. 

Пострадавших и больных, находящихся в бессознательном состоянии, транспортируют в положении лежа на животе, с подложенными под лоб и грудь валиками. Такое положение необходимо для предотвращения асфиксии. Значительную часть больных можно транспортировать в положении сидя или полусидя. Необходимо также следить за правильным положением носилок при подъеме и спуске по лестнице. При транспортировке в холодное время года надо принять меры для предупреждения охлаждения пострадавшего, т.к. охлаждение почти при всех видах травмы, несчастных случаях и внезапных заболеваниях резко ухудшает состояние и способствует развитию осложнений. Особого внимания в этом отношении требуют раненые с наложенными кровоостанавливающими жгутами, пострадавшие, находящиеся в бессознательном состоянии и в состоянии шока, с отморожениями. период транспортировки необходимо проводить постоянное наблюдение за больным, следить за дыханием, пульсом, сделать все, чтобы при рвоте не произошла аспирация рвотных масс в дыхательные пути. Очень важно, чтобы оказывающий первую помощь своим поведением, действиями, разговорами максимально щадил психику больного, укреплял в нем уверенность в благополучном исходе заболевания.

Особенности способов переноски пострадавших при переломах

Больных с переломами верхних конечностей можно перевозить в положении сидя. Пострадавших с переломами нижних конечностей следует транспортировать на носилках в положении лежа на спине. Конечность должна быть уложена на что-нибудь мягкое в приподнятом положении.

Транспортировка и перекладка больного должны быть щадящими. Конечность и туловище поднимать одновременно все время удерживая на одном уровне. Охлаждение предрасполагает развитию шока, поэтому больного необходимо укрыть.

Уменьшить боль можно назначение 0,5 – 1 гр амидопирина или анальгина.

Транспортировка при повреждении черепа и мозга

Транспортировка заключается в создании покоя. Пострадавшему придают горизонтальное положение, к голове пузырь со льдом или ткань, смоченную холодной водой. Очистить рот от слизи. При транспортировке проводить мероприятия, направленные на улучшение дыхания и сердечной деятельности.

Во время транспортировки необходимо постоянно наблюдать за больным так как возможна повторная рвота, а следовательно аспирация рвотных масс и асфиксия (удушение).

Для предупреждения дополнительных повреждений и сотрясении головы производят иммобилизацию с помощью ватно-марлевого круга (баранка), надувного подкладного круга или подсобных средств: одежда, одеяло, сено, мешочки с песком и т. д. Иммобилизацию можно осуществить с помощью пращевидной повязки, проведенной под подбородком и зафиксированной на носилках.

Если рана расположена в затылочной области или имеется перелом костей в этой зоне, то перевозить пострадавшего следует на боку. Перелом костей носа обязательно сопровождается носовым кровотечением. Больных с этой травмой следует транспортировать так же на носилках, но в полусидячем положении, т. е. с поднятой головой.

Транспортировку раненых с повреждением челюстей осуществляют в положении сидя с наклоном головы вперед. Пострадавшего в бессознательном состоянии следует перевозить в положении лежа на животе, с подложенными под лоб и грудь валиками из одежды. Нижнюю челюсть закрепляют наложением пращевидной повязки, верхнюю челюсть введением между челюстями полоски фанеры и зафиксированием к голове.

Транспортировка больных при повреждении позвоночника:

Самая опасная транспортировка при переломе позвоночника. Даже небольшое смещение позвонков могут вызвать разрыв спинного мозга, поэтому запрещается пострадавшего с подозрением на переломе позвоночника сажать, ставить на ноги.

Прежде всего необходимо создать покой уложив его на ровную твердую поверхность (деревянный щит, доски и т. д.). Эти же предметы использовать для транспортировки.

При отсутствии доски в бессознательном состоянии пострадавшего транспортировка наименее опасна в положении лежа на животе с подложенными под плечи и голову подушками.

В случае перелома шейного отдела позвоночника, транспортировку осуществляют на спине с иммобилизацией головы, как при повреждении черепа. Перекладывание, разгрузку, транспортировку должны производить 3-4 человека одновременно удерживая все время на одном уровне, не допуская перегибания позвоночника.

Транспортировка больных при переломе костей таза

Транспортировать больного следует уложив на ровную твердую поверхность, ноги согнуть в коленях и бедра несколько развести в стороны, а под колени наложить тугой валик из подушки, одеяло, одежды и т. д. высотой 25-30 см. Транспортировать пострадавшего на носилках или твердом щите на спине. Ноги зафиксировать.

Транспортировка больных при переломе ребер

Наиболее безболезненно в положении сидя. При тяжелом состоянии, когда пострадавший сидеть не может, транспортировать лежа на носилках в полусидячем положении. Всех раненых, у которых травма сопровождалась шоком, а также значительной кровопотерей необходимо транспортировать лежа на спине.

Источник: https://helpa.ru/news/transportirovka-bolnykh-kak-pravilno-i-bezopasno-transportirovat-cheloveka-s-travmoy-pozvonochnika-i/

1. Общие правила переноски и подъема пострадавших

Способы транспортировки пострадавших с переломами нижних конечностей

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Транспортировкаи иммобилизация

На местепроисшествия, прежде всего надо остановитьу пострадавшего кровотечение, наложитьповязки на раны, зафиксировать с помощьюшин переломы костей. Только после этогоможно переносить, грузить и транспортироватьего в лечебное учреждение, по возможностибыстро и осторожно.

Неумелоеизвлечение и перенос пострадавших можетпривести к серьезным осложнениям -усилению кровотечения, смещению отломковкостей и болевому шоку. Чтобы этого непроизошло, извлекать из автомобиля,поднимать и укладывать пострадавшегона носилки следует вдвоём или втроём.

При отсутствиистандартных носилок, их несложно сделатьиз досок, жердей, фанеры, одеяла, пальто.Например, можно соединить ремнями двежерди деревянными распорками, сверхуположить одеяло, пальто или другойматериал. РИСУНОК 1

Рисунок 1

Применениеносилок обеспечивает свободнуюпроходимость дыхательных путей,относительную неподвижность позвоночникаи даже небольшое его вытяжение, чтоособенна важно, если повреждён шейныйотдел позвоночника.

Чтобыпереложить пострадавшего на носилки,необходимо: два человека становятся стой стороны, где нет раны, ожога илиперелома, один подводит свои руки подголову и спину пострадавшего, второйпод ноги и таз, по команде поднимаютодновременно так, чтобы позвоночникоставался прямым. Если поднимают втроём,то один поддерживает голову и грудь,второй – спину и таз, третий – ноги. Втаком положении осторожно поднимают,переносят и опускают пострадавшего наносилки, стараясь не причинить ему боли.

1. Общиеправила переноски и подъема пострадавших

1.1. Правилапереноски пострадавших

В положениилёжа переносят и транспортируют сповреждением позвоночника, живота,переломах костей таза и нижних конечностей,ранениями головы. В случае тяжёлойтравмы головы и если пострадавший безсознания, необходимо повернуть егоголову на бок или уложить на бок.

Если неттяжёлых травматических поврежденийпозвоночника, рёбер, грудины, нопострадавший находится в бессознательномсостоянии, переносить и перевозить егоследует в положении на боку или наживоте.

Это, такназываемое безопасное положение,предотвращает западение языка иобеспечивает свободное поступлениевоздуха при дыхании. Желательно приэтом подложить под грудь и лоб пострадавшемувалики из одежды.

При травмахгрудной клетки или с подозрением натакую травму, переносить и транспортироватьпострадавшего надо в полусидящемположении. Если он будет лежать, усилитсялёгочная недостаточность.

При ранениипередней поверхности шеи, пострадавшеготакже необходимо укладывать на носилкив полусидящем положении с наклонённойголовой так, чтобы подбородок касалсягруди.

Пострадавшихс ранением в затылок и спину надоукладывать на бок, а с травмой живота -на спину с полусогнутыми коленями.

1.2. Правилапереноски пострадавших на носилках

– По ровнойповерхности их надо нести ногами вперёд,а если пострадавший без сознания, тоголовой вперёд, так удобнее наблюдатьза ним и обеспечивается приток крови кмозгу.

– Передвигатьсяследует осторожно, короткими шагами.Чтобы носилки не раскачивались, несущиене должны идти в ногу.

– На крутыхподъёмах и спусках следить, чтобы носилкинаходились в горизонтальном положении,для чего на подъёме приподнимают ихзадний конец, на спусках передний. Приэтом ручки носилок можно положить наплечи несущих.

– Нестипострадавших на носилках на большиерасстояния значительно легче, еслииспользовать лямки /ремни, верёвки/,которые уменьшают нагрузку на кистирук. Из лямки делают петлю в виде восьмёркии подгоняют её под рост носильщика.

Длина петлидолжна быть равна размаху вытянутых встороны рук. Петлю надевают на плечитак, чтобы она скрещивалась на спине, апетли, свисающие по бокам, – на уровнекистей опущенных рук, эти петли продеваютв ручки носилок.

1.3. Способывыноса пострадавших из очага бедствия

1. Извлечениена пальто, плащ-палатке, брезенте.Пострадавшего осторожно укладывают наразостланное пальто, продевают черезрукава ремень или верёвку и закрепляютего вокруг туловища. Пострадавшегоперетаскивают волоком.
2.

Переноскана руках. Оказывающий помощь становитсяоколо пострадавшего, опускается наколено, одной рукой подхватывает егопод ягодицы, а другой – под лопатки.Пострадавший обнимает спасателя зашею.

Затем носильщик выпрямляется инесёт пострадавшего.

3. Переноскана спине (на закорках). Носильщик усаживаетпострадавшего на возвышенное место,становится между ногами спиной к немуи опускается на колено. Обхвативпострадавшего обеими руками за бёдра,поднимается вместе с ним. Пострадавшийудерживается, обнимая спасателя за шею(этот способ применяется для переноскина более далёкие расстояния).

4. Переноскана плече. Если пострадавший без сознания,носильщик взваливает его на правоеплечо животом вниз. Голова пострадавшегонаходится на спине носильщика.

5. Переноскавдвоём. Один из носильщиков берётпострадавшего под мышки, второй становитсямежду его ног и спиной к нему, подхватываетего ноги чуть ниже колен. При раненияхс переломом конечностей этот способнеприменим.

6. Переноскана “замке”. Наиболее удобен способпереноски пострадавшего. Для образования”замка” каждый из двух оказывающихпомощь захватывает правой рукой своюлевую руку у кисти, а своей левой рукой- правую руку напарника тоже у кисти.Образуется кресло, в котором и переноситсяпострадавший, который двумя или однойрукой придерживается, (обхватывает) заплечи или шею спасателей.

Первый способ.Носильщики соединяют руки так, чтобыобразовать “сиденье” (“замок”).”Замок” можно сделать, соединивдве руки (одну руку одного носильщикаи одну руку другого), три руки (две рукиодного носильщика и одну руку другого)и четыре руки (рис. 7, а, б и в).

a
б

Рис. 7. Замокиз рук (а, б, в)
В первом случае носильщики,имея по одной свободной руке, могутподдерживать ими пострадавшего. Вовтором случае пострадавшего можетподдерживать рукой один из носильщиков.

В третьем случае пострадавший самобхватывает носильщиков руками заплечи. Пораженного сажают на “сиденье”,как и при переноске на лямке (рис. 8, а иб).

В качестве “сиденья” можно такжеиспользовать поясной ремень, свернутыйкольцом.

7. Переноскас помощью жерди. Жердь можно сделать изтрубы, деревянного шеста длиной не менее2,5 – 3 метра, концы простыни завязываютсяузлом и просовываются под жердь, второйпростыней или одеялом обхватываетягодицы пострадавшего, и её концамизавязывают за жердь.

Щадящимспособом транспортировки пораженныхявляется перевозка их по внутреннимводным путям, а также железнодорожнымтранспортом, особенно в пассажирскихвагонах.

Единственным недостатком притаких способах транспортировки, особеннона близкие расстояния (до 100 км), являетсямногократная перегрузка пораженных(необходимость подвоза пострадавших кместам погрузки, а затем перегрузка наавтомобильный транспорт в местахразгрузки).

2. Переноскапораженных без носилок

Переноскапораженных без носилок может осуществлятьсяодним или двумя носильщиками с помощьюносилочных лямок и без них.

Носилочнаялямка представляет собой брезентовыйремень длиной 360 см и шириной 6,5 см, сметаллической пряжкой на конце. Нарасстоянии 100 см от пряжки нашита накладкаиз той же ткани, позволяющая пропуститьсквозь нее конец ремня и сложить лямкув виде восьмерки (рис. 1).

Рис. 1.Носилочная лямка и как ею пользоваться

а- носилочнаялямка; б – пригонка лямки; в – правильнонадетая лямка.

Дляпереноски пострадавшего лямку с помощьюпряжки складывают или восьмеркой, иликольцом.

Сложенную лямку нужно правильноподогнать по росту и телосложениюносильщика: лямка, сложенная восьмеркой,должна без провисания надеваться набольшие пальцы вытянутых рук (рис.

1, а),а лямка, сложенная кольцом, – на большиепальцы одной вытянутой руки и другой,согнутой в локтевом суставе под прямымуглом (рис. 1,6).

Дляработы с носилками лямку складываютвосьмеркой и надевают так, чтобы петлиее располагались по бокам носильщиков,а перекрещивание ремня приходилось наспине на уровне лопаток (рис. 1,в).

Еслиносилочной лямки нет, ее легко изготовить:кольцо – из двух, восьмерку – из пятипоясных ремней.

Переноскапораженного одним носильщиком с помощьюносилочной лямки может осуществлятьсядвумя способами.

Первыйспособ. Пораженного кладут на здоровыйбок. Носилочную лямку, сложенную в видекольца, подводят под пострадавшеготаким образом, чтобы одна половина лямкибыла под ягодицами, а другая, продетаяпод мышками, на спине. Свободный конецлямки должен лежать на земле.

Такимобразом, по бокам пострадавшего образуютсяпетли (рис. 2,а). Носильщик ложится впередипострадавшего, спиной к нему, просовываетруки в петли надетой на пострадавшеголямки, подтягивает их на свои плечи,связывает петли свободным концом лямкии кладет пострадавшего себе на спину.

Затем он постепенно поднимается,становясь на четвереньки, на одно коленои, наконец, во весь рост. Пострадавшийсидит на лямке, прижатый ею к носильщику(рис. 2, 6).

Такой способ удобен тем, чтообе руки носильщика остаются свободными,а пострадавший может не держаться заносильщика, так как лямка удерживаетего достаточнонадежно.

с.2. Переноскапораженного на лямке (первый способ).

а- лямканадета на пораженного; b – переноскапораженного на лямке, сложеннойвосьмеркой.

К недостаткамэтого способа относится давление,которое оказывает лямка на спинупострадавшего. Поэтому при ранениях иповреждениях грудной клетки применяютне первый, а второй способ переноски налямке.

Второй способ.Носильщик надевает на ноги пострадавшеголямку, сложенную восьмеркой, укладываетего на здоровый бок и, прижимаясь к немуспиной, надевает лямку на себя так, чтобыперекрест ее пришелся на груди.

Затемносильщик поднимается, как и при первомспособе (рис. 3).

При такой переноскегрудь пораженного остается свободной,но носильщик должен поддерживать егоруки, а пораженный должен держаться заплечи или поясной ремень носильщика.

Рис. 3. Переноскапораженного на лямке (второй способ).

Оба способане применимы при переломах бедра, таза,позвоночника. Второй способ, кроме того,нельзя применять при серьезном поврежденииобеих верхних конечностей.

Еслипострадавшего переносят на лямке дваносильщика, то они, сложив носилочнуюлямку восьмеркой, надевают на себя еетак, чтобы перекрест ремня лямки оказалсямежду ними на уровне тазобедренныхсуставов, а петля шла у одного черезправое, а у другого через левое плечо.Носильщики опускаются сзади пострадавшеголицом друг к другу один на правое, адругой на левое колено, приподнимаютпострадавшего и сажают его на своисомкнутые колени, затем подводят лямкупод ягодицы пострадавшего и встают наноги (рис. 4).

Рис.4.Переноска на лямке двумя носильщиками.

Переноскапострадавших без носилок можетосуществляться одним или двумяносильщиками с помощью носилочных лямоки без них. При отсутствии носилочныхлямок используются поясные ремни.

Переноскапострадавших может осуществлятьсятакже следующими способами:

– на спиненосильщика;

– на рукахносильщика, который обхватываетпострадавшего одной рукой за спину,другой под ягодицы;

– на плеченосильщика;

– на скрещенныхруках двух носильщиков.

Переноскапострадавших на носилках производится,как правило, двумя носильщиками. Придвижении по неровной местности желательно,чтобы пострадавшего несли три-четыреносильщика.

Пострадавшийна носилки укладывается ногами вперед.При подъеме на гору или по лестниценосилки поворачиваются головным концомвперед.

Пострадавших,потерявших много крови или получившихповреждение нижних конечностей, приподъеме следует нести ногами вперед.

Раненых вчелюсть укладывают лицом вниз воизбежание затекания крови в дыхательныепути, под лоб подкладывают согнутую влокте руку пострадавшего, пальто илидругие предметы.

При ранениив живот пострадавших кладут на спину,ноги сгибают в коленях, под колени кладутвалик из одежды.

При повреждениигруди пострадавших переносят на носилкахв полусидячем положении, подложив импод спину одежду.

Иммобилизация -создание неподвижности (обездвижение)конечности или другой части тела приповреждениях, воспалительных или иныхболезненных процессах, когда поврежденному(больному) органу или части тела необходимпокой.

Может быть временной, напримерна период транспортировки в медицинскоеучреждение, или постоянной, напримердля создания условий, необходимых присращении отломков кости, заживлениираны и т.п.

Транспортнаяиммобилизация является одной из важнейшихмер первой помощи при вывихах, переломах,ранениях и других тяжелых повреждениях.

Ее следует проводить на месте происшествияс целью предохранения поврежденнойобласти от дополнительнойтравмы в период доставки пострадавшегов лечебное учреждение, где

этувременную иммобилизацию при необходимостизаменяют на тот или иной вариантпостоянной.

Особенностииммобилизации конечностей:

Какправило следует придать возвышенноетположение, чтобы не нарос отек

Фиксироватьдва соседних сустава

Рис.12.1. Иммобилизация при помощи подручныхсредств: а, б – при переломе позвоночника;в, г – иммобилизация бедра; д – предплечья;е – ключицы; ж – голени.

Поврежденияшейного отдела позвоночника

Источник: https://gigabaza.ru/doc/103665.html

Основные требования транспортной иммобилизации

Транспортная иммобилизация обеспечивает максимальный покой (неподвижность) поврежденного участка (головы, позвоночника, таза, конечности и т.д.) при транспортировке пострадавшего в медицинское учреждение.

Ее следует выполнять как можно раньше.
Недостаточная иммобилизация может привести к серьезному осложнению (повреждение крупных сосудов костными отломками, сдавливание, ущемление нервов, смещение отломков кости).

Средством иммобилизации служат стандартные шины, специализированные носилки и подручные средства (деревянные щиты, доски, палки и т.п.).

При перекладывании пострадавшего на носилки и с них поврежденную конечность должен очень осторожно поддерживать помощник.
Требования к наложению шин на конечности.

1. При накладывании шины конечности придают физиологическое положение при максимальном расслаблении мышц (по возможности) или такое, при котором конечность меньше всего травмируется. 2. Шины накладывают поверх одежды и обуви.

При открытых переломах сначала обнажают место перелома, останавливают кровотечение, накладывают стерильную повязку, а затем уже шину. 3. Обязательно подкладывают мягкие валики в местах контакта шины с телом. 4.

При травмах конечностей шины должны иммобилизовать область повреждения и два ближайших сустава, а при переломе бедра – три сустава.

5. Фиксирующая шину повязка не должна сдавливать сосуды и нервы и касаться места перелома.

При ожидании медицинских работников или при транспортировке в медицинское учреждение пострадавшему придается соответствующее повреждению положение тела.

Рекомендуемые транспортные положения пострадавшего при травмах различной локализации

1. ГОЛОВЫ- Положение лежа на спине с приподнятым головным концом при этом нужно подложить под голову и плечи подушку или валик из мягкой ткани, одежды.
2. ПОЗВОНОЧНИКА – лежа на спине, на жесткой поверхности.
3. ГРУДИ– положение полусидя, в удобной исключающей напряжение мышц туловища позе.

4. ЖИВОТА – Лежа на спине с согнутыми в коленях ногами и слегка подтянутыми к животу.

5. ТАЗАЛежа на спине в позе «лягушки».

6. НОГ – Лежа на спине, с ногами приподнятыми под углом в 30-450.
7. РУК – Сидя или лежа, в удобной, исключающей напряжение мышц, позе, обеспечив уровень положения руки выше уровня сердца.

Транспортная иммобилизация при переломах костей нижних и верхних конечностей

При открытом переломе иммобилизации предшествует остановка кровотечения.
Бедро – проводится фиксация трех суставов (голеностопного, коленного, тазобедренного) с помощью 2 шин. При этом 1-я шина проходит по внутренней поверхности голени и бедра; 2-я – по наружной поверхности нижней конечности и туловища, от стопы до подмышечной впадины (слайд 4.5.10).

Стопа и голеностопный сустав фиксируются к шине бинтом – восьмиобразной повязкой. Наружная шина фиксируется к туловищу в области грудной клетки.

Транспортировать пострадавшего нужно на носилках или подручных средствах в положении лежа, приподнимая при этом их ножной конец под углом 10-15° или подложив под неповреждённую ногу валик так, чтобы угол подъема ноги составил 30-45°.

Голень – может быть наложена одна шина по боковой поверхности голени с фиксацией двух суставов (коленного и голеностопного).

Транспортировка может осуществляться в положении сидя, при общей слабости пострадавшего– лежа.
Стопа – обездвиживается путем наложения восьмиобразной повязки на голеностопный сустав.

При переломах костей верхних конечностей иммобилизация травмированной руки проводится при максимально расслабленных её мышцах (в физиологическом положении), а именно: сгибают в локтевом суставе под углом 90°, ладонью поворачивают к груди, фаланги пальцев в полусогнутом положении.

Плечо – фиксируется лучезапястный, локтевой и плечевой суставы. Шина при этом накладывается по тыльной поверхности предплечья и плеча, на согнутую в локте руку под углом 90°– от пальцев кисти до противоположного плеча.

При отсутствии шины руку уложить в косынку, второй косынкой зафиксировать ее к туловищу, при этом положение руки такое же, как при использовании шин.

Транспортировать пострадавшего можно при любом положении тела

Предплечье – шина накладывается от пальцев по тыльной поверхности руки, согнутой под углом 90° и фиксированной бинтом или косынкой. Рука при этом подвешивается на любой мягкий материал через шею.

Кисть– шина накладывается по ладонной поверхности кисти и предплечью от кончиков пальцев до локтевого сустава; под пальцы подложить небольшой мягкий валик.

Источник: https://studopedia.ru/view_ohranatruda.php?id=74

Терапевт Лебедев
Добавить комментарий