Правила наложения шины дитерихса при переломе бедра

Тракционная шина при переломе бедра

Правила наложения шины дитерихса при переломе бедра

Применение тракционных шин при переломе бедра на догоспитальном этапе.

Тракционные шины — это средства для иммобилизации переломов, в которых, в отличие от обычных шин, предусмотрен элемент вытяжения поврежденного сегмента конечности. Наибольшее распространение они получили при иммобилизации диафизарных переломов бедренной кости.

Элемент вытяжения при фиксации перелома диафиза бедра предполагает следующие преимущества по сравнению с обычным шинированием:

  1. Более выраженный обезболивающий эффект. Бедренная кость — одна из самых крупных костей в составе скелета. Мышечный массив, окружающий ее, также наиболее мощный, по сравнению с другими сегментами конечностей. В случае перелома диафиза бедра болевой синдром обусловлен давлением на ткани острых отломков бедренной кости, создаваемым мышцами. При создании вытяжения давление отломков на ткани уменьшается, что приводит к выраженному уменьшению боли.
  2. Уменьшение кровопотери. При закрытом диафизарном переломе бедра кровопотеря может достигать от 1 до 3 литров. Это во многом обусловлено способностью межмышечных пространств бедра вмещать большое количество крови. При тракции объем межмышечных пространств сокращается, что в итоге приводит к уменьшению кровопотери. Этому же способствует тот факт, что зафиксированные отломки при тракции с меньшей вероятностью будут повреждать находящиеся рядом кровеносные сосуды.
  3. Предупреждение повреждения нервов. Это также связано с фиксацией отломков и уменьшением давления их острых краев на окружающие ткани.

Эти, по большей части, теоретические выводы и предположения позволили тракционным шинам получить широкое распространение в экстренной медицине.

Исторически первая тракционная шина была разработана Хилтоном (John Hilton) в 1860 году, а затем в 1875 году модифицирована Томасом (Hugh Owen Thomas), который использовал ее для лечения пациента с туберкулезным поражением коленного сустава, и чье имя она в итоге и получила.

Джонс (Robert Jones) во время Первой мировой войны ввел применение шины Томаса в практику военно-полевой хирургии. Начиная с 50-х годов во многих странах тракционные шины вошли в обязательный перечень оснащения бригад скорой помощи.

К настоящему времени наложение тракционной шины стало стандартом догоспитальной помощи при изолированном диафизарном переломе бедра на территории многих стран, в частности, США и Великобритании.

Все современные тракционные шины имеют общий принцип работы: сначала создается упор на область промежности при помощи полукольца (как на шине Томпсона) либо каким-либо другим способом, а затем конечность вытягивается за область стопы. После вытяжения шина дополнительно фиксируется на протяжении.

HARE TRACTION SPLINT

Разработана Glen Hare в 60-х годах и является дальнейшим развитием шины Томпсона. Представляет собой рамочную телескопическую конструкцию регулируемой длины с мягкими поперечными вставками.

После ручной стабилизации перелома и установки необходимой длины конструкции (по здоровой конечности) шина аккуратно помещается под конечность пострадавшего. Проксимальный конец шины с упором фиксируется стропой на уровне верхней трети бедра.

Далее накладывается фиксирующее устройство для стопы и с помощью натяжителя со стопором производится собственно тракция. Оптимальное усилие, согласно методике, должно составлять около 10–15 % веса пациента или около 15 фунтов (6,8 кг). Другим критерием будет служить значимое уменьшение болевого синдрома, отмечаемое самим пациентом.

Заключительным этапом производится дополнительная фиксация конечности к шине на протяжении с помощью тканевых элементов и фиксация пациента на щите-носилках.

К недостаткам шины можно отнести невозможность ее использования при переломах в области проксимальной трети диафиза бедра, поскольку в таких случаях проксимальный упор шины может оказывать давление на область линии перелома. В случае перелома бедра в детском возрасте использование взрослого варианта шины также невозможно. Для применения в педиатрической практике существуют специальные варианты этой шины.

SAGER EMERGENCY TRACTION SPLINT

Разработана в 70-х годах Joseph Sager и Antony Borshneck. Представляет собой телескопическую конструкцию, размещаемую по внутренней поверхности травмированного бедра. Проксимальный конец упирается в область промежности и имеет форму, аналогичную костылю или прикладу ружья.

На дистальном конце конструкции имеется натяжное устройство с рычагом и шкалой в фунтах. Степень натяжения, создаваемая такой шиной, аналогична шине Hare. После тракции стопы шина дополнительно фиксируется на протяжении манжетами с текстильными застежками.

Обычно такая шина несколько менее комфортна для пострадавшего, а при смещении во время транспортировки может быть причиной дополнительной травмы наружных половых органов.

К положительным же ее качествам можно отнести возможность при необходимости производить одновременную тракцию за обе стопы при двустороннем переломе бедра.

KENDRICK TRACTION DEVICE и CT-EMS

За счет своей компактности и малой массы данный вид шин получил распространение в укладках медиков, работающих в условиях бэккантри (Пешее восхождение на вершины, не оборудованные механизированными средствами подъема с дальнейшим спуском на лыжах или сноубордах по неподготовленным склонам. — прим. ред.) — у скипатролеров, в базовых альпинистских лагерях и пр.

Состоит из складывающейся штанги, состоящей из нескольких сегментов, количеством которых регулируется длина, захвата для стопы с натягивающей стропой и регулируемой петли из стропы для фиксации шины в верхней трети бедра, а также эластичных манжет для фиксации шины на протяжении. Шина достаточно проста и удобна, компактна при переноске и быстро накладывается.

Дальнейшим ее развитием стала шина CT-EMS (Carbon Traction Emergency Medical Service), отличающаяся от предшественницы штангой из углепластика и роликовым натяжителем, работающим по типу полиспаста 4:1. Масса такой шины составляет не более 500 грамм.

ИМПРОВИЗИРОВАННЫЕ ТРАКЦИОННЫЕ ШИНЫ

Кроме табельных вариантов тракционных шин, существует и технология импровизированного изготовления из подручных материалов.

Она во многом повторяет принцип работы CT-EMS, только вместо строп могут использоваться куски ткани, вместо штанги — жердь, лыжа или треккинговая палка, а для дополнительной фиксации конечности используется либо одеяло (как на рисунке), либо полиуретановый коврик (как на заглавной фотографии).

Вытяжение производится репшнуром по типу полиспаста. В одном из исследований проводилось сравнение между стандартными тракционными шинами и импровизированными конструкциями по степени комфорта для пострадавшего, которое не показало значимых отличий между ними.

ШИНА ДИТЕРИХСА

Было бы несправедливо не упомянуть и о тракционной шине, получившей распространение в отечественной травматологии. Разработанная еще в 30-е годы XX века отечественным хирургом М. М.

Дитерихсом для транспортной иммобилизации при переломах бедра, она до сих пор используется по своему прямому назначению.

Принципиальным отличием от других типов шин является тот факт, что вытяжение осуществляется с упором одновременно в область промежности (аналогично Sager) и в подмышечную область на стороне поражения.

При наличии противопоказаний к вытяжению данная шина может с успехом быть применена в качестве стандартной, без тракции. Несмотря на свой возраст, данный тип шин до сих пор используется на догоспитальном этапе при переломах бедра в рамках военно-полевой хирургии. Другие тракционные шины, кроме шины Дитерихса, в нашей стране распространения не получили.

Какова же область применения такого многообразия тракционных шин? Показание для наложения такой шины будет одно — изолированный перелом диафиза бедра. К противопоказаниям для наложения тракции относятся сопутствующий перелом таза, перелом или вывих в области коленного или голеностопного суставов, перелом голени, иначе говоря, любые другие переломы на линии вытяжения.

Также тракция противопоказана при проксимальном или дистальном переломах бедренной кости. К другим противопоказаниям относятся открытый перелом бедра с видимыми в ране костными отломками, выраженный остеопороз, а также усиление боли при наложении шины.

Во всех этих случаях показана обычная иммобилизация — наложение стандартной фиксирующей шины, либо тракционной шины без тракции.

ПОЗИЦИЯ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

Несправедливо будет не заметить, что в последние годы появляется все большее количество статей и обсуждений, в той или иной степени ставящих под сомнение целесообразность использования тракционных шин на догоспитальном этапе. Причин тому несколько:

  • Ситуации, безапелляционно требующие наложения тракционной шины, встречаются достаточно редко. Abarbanell провел анализ 4513 вызовов бригад скорой помощи за 2001 год в рамках одного населенного пункта. Всего 16 из них были по поводу травмы средней трети бедра. Только в пяти случаях парамедики диагностировали перелом диафиза бедра. Тракционная шина была наложена лишь в двух случаях. В других случаях тракция не производилась по следующим причинам: у одного были противопоказания — проксимальный перелом бедра, другой пациент транспортировался в положении комфорта, у третьего возникла выраженная боль при попытке наложения тракционной шины. Таким образом, это устройство призвано помочь в оказании помощи только при одном изолированном повреждении, но, согласно нормативным актам, иметь его в наличии приходится всегда и везде.
  • Другая проблема заключается в том, что большинство машин скорой помощи адаптированы под перевозку пациента ростом не более 2 метров. Пациент, зафиксированный на носилках с наложенной тракционной шиной, имеет большую длину, что значимо затрудняет транспортировку в машине скорой помощи или в вертолете.
  • Наложение тракционной шины занимает значимое количество времени и может задерживать транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение, а также отвлекает внимание от возможных более значимых травм (травма грудной клетки, черепно-мозговая травма).
  • Тракционная шина имеет много противопоказаний, в частности, наличие других травм (вывихов или переломов) конечности. Очень часто их не представляется возможным выявить при осмотре на догоспитальном этапе, и тракционная шина накладывается, например, на фоне имеющего место, но не обнаруженного перелома таза.
  • Сама по себе тракционная шина, цель наложения которой заключается в защите нервов и сосудов от дополнительной травматизации, при определенных неконтролируемых обстоятельствах (например, краевое повреждение обломками магистральных сосудов) может приводить к их повреждению.

Но все же самым главным аргументом, заставляющим пересматривать имеющиеся стандарты оказания помощи, является то, что целесообразность применения тракционных шин и их преимущества перед стандартными фиксирующими шинами не подтверждены соответствующей доказательной базой.

Есть несколько исследований, показавших большее снижение болевого синдрома при применении тракционных шин в сравнении с обычными. Однако так и не было доказано преимущество их использования при оценке смертности или частоты развития осложнений.

Несмотря на многолетний опыт использования таких шин бригадами скорой помощи, в литературе встречаются лишь единичные исследования на данную тему, а описания преимуществ, приводимые в учебных пособиях по экстренной медицины — не более чем логические рассуждения, не подкрепленные доказательной базой.

В настоящий момент большинство авторов сходятся во мнении, что в определенных ситуациях тракционная шина может являться методом выбора, однако требуется проведение новых рандомизированных клинических исследований для подтверждения их преимуществ перед стандартной иммобилизацией.

И возможно, в ближайшее время мы станем свидетелями переломного момента, когда тракционные шины либо укрепят свои позиции в качестве «золотого стандарта» при переломах диафиза бедра, либо, не доказав своих преимуществ перед более простым и доступным шинированием, займут свое место в музее истории экстренной медицины.

Источники:

  1. Kwon YH, Kahwaji CI. EMS. Traction splint. StatPearls [Internet]. Treasure Island (FL): StatPearls Publishing; 2018 Jun 15.
  2. Mistovich JJ, Karren KJ, Hafen BQ. Prehospital Emergency Care. Prentice Hall; 2009.
  3. McEvoy D, Bleidher J, Moore G, Anderson P. Wilderness Medicine. Aerie Backcountry Medicine; 2010.
  4. Runcie H, Greene M. Femoral Traction Splints in Mountain Rescue Prehospital Care: To Use or Not to Use? That Is the Question. Wilderness Environ Med. 2015;26(3):305-11.
  5. Robinson PM, O'meara MJ. The Thomas splint: its origins and use in trauma. J Bone Joint Surg Br. 2009;91(4):540-4.
  6. Schimelpfenig T, Safford J. NOLS Wilderness Medicine. Stackpole Books; 2006.
  7. Weichenthal L, Spano S, Horan B, Miss J. Improvised traction splints: a wilderness medicine tool or hindrance?. Wilderness Environ Med. 2012;23(1):61-4.

Ссылка на оригинал

Источник: https://www.feldsher.ru/obuchenie/article/travmatologiya-chs/traktsionnaya-shina-pri-perelome-bedra/

Техника наложения шины Дитерихса

Правила наложения шины дитерихса при переломе бедра

Цель: транспортная иммобилизация при переломе бедра.

Показания: перелом бедра.

Ресурсы:мягкие прокладки, бинты, вата; шина Дитерихса, шина Крамера, шприц, ножницы, 2мл 50% анальгин, 2 мл 1% димедрол, стерильные перчатки.

Алгоритм действия:

1. Положите больного горизонтально, успокойте.

2. Объясните ход предстоящей манипуляции.

3. Обработайте руки спиртом и оденьте стерильные перчатки.

4. Сделайте обезболивающее средство 2мл 50% анальгина, 2 мл 1% димедрола.

5. Осмотрите место травмы.

6. Убедитесь в наличие перелома или вывиха.

7. Придайте конечности среднефизиологическое положение.

8. Возьмите шину Крамера длиной -120 см, шириной -11 см.

9. Приложите конец шины (120х11) к стопе здоровой конечности пациента, от пальцев к пятке.

10. Согните в области пятки под прямым углом (900).

11. Приложите шину по задней поверхности нижней конечности до поясницы.

12. Зафиксируйте подошвенную часть шины 8-ми образной повязкой к подошвенной поверхности стопы (обувь не снимайте!).

13. Закрепите наружную часть шины так, чтобы начиналась у подмышечной впадины и на 8-10 см выступала за подошвенную поверхность стопы.

14. Вставьте ее в металлическое ушко подошвенной части шины.

15. Уложите внутреннюю часть шины по внутренней поверхности конечности от промежности до подошвенной поверхности стопы – 8-10 см.

16. Проведите ее через внутреннее металлическое ушко подошвенной части.

17. Подложите прокладку из ваты под костные выступы (лодыжек, коленного сустава, большого вертела и крыла подвздошной кости) для предупреждения сдавливания и развития некроза.

18. Закрепите шину на голени, бедре, животе, грудной клетке циркулярными ходами бинта.

19. Произведите вытяжение при помощи закрутки, поместите ее на выступы наружной части шины.

20. Снимите перчатки и опустите в дез.раствор.

Наложение медицинской пневматической шины (ШМП)

Цель:транспортная иммобилизация при переломах конечностей

Показание: перелом верхней и нижней конечности.

Ресурсы: пакет с шиной.

Примечание: Шина изготовлена из прозрачной пластмассовой пленки и состоит из следующих элементов: двухслойная герметическая пленка, застежка-молния, клапанное устройство с трубкой для нагнетания воздуха в камеру; ШМП выпускается в пакетах трех типов по размерам: 1- для кисти и предплечья; 2 – для стопы и голени; 3 – для коленного сустава и бедра.

Алгоритм действий:

– Усадите больного лицом к себе, успокойте.

– Объясните ход предстоящей манипуляции.

– Обработайте руки спиртом и оденьте стерильные перчатки.

– Сделайте обезболивающее средство 2мл 50% анальгина, 2 мл 1% димедрола.

– Осмотрите место травмы.

– Убедитесь в наличие перелома или вывиха.

– Придайте конечности среднефизиологическое положение.

– Извлеките шину из пакета.

– Расстегните застежку-молнию.

– Разверните шину и осторожно подведите под поврежденную конечность.

– Застегните застежку-молнию.

– Откройте клапан воздухопроводного устройства поворотом трубки в направлении против хода часовой стрелки.

– Надувайте шину насосом до жесткого состояния ( или с помощью педального насоса).

– Закройте клапан поворотом трубки по ходу часовой стрелки.

Примечание: – при давлении в камере 40-45 мм.рт.ст., шина приобретает жесткость, необходимую для осуществления транспортной иммобилизации;

– шина не нарушает кровообращения в поврежденной конечности;

– отличается быстротой наложения, хорошей проницаемостью для рентгеновских лучей.

Уровень освоения практических навыков оценивается по пятибалльной системе:

2 «неудовлетворительно» – не в состоянии выполнять практические умения;

3 «удовлетворительно» – выполняет практические умения, но допускает существенные ошибки в методологии выполнения и деталях, не достиг рекомендуемого уровня;

4 «хорошо»– владеет практическими умениями в его принципиальных основах и на рекомендуемом уровне, но допускает несущественные неточности;

5 «отлично»– качественно и в полном объеме владеет практическим умением на рекомендуемом уровне или выше.

Предыдущая3456789101112131415161718Следующая

Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 12554; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/2-43974.html

Десмургия

Правила наложения шины дитерихса при переломе бедра

Десмургия (от греч. δεσμός – повязка и έργον – дело) – раздел медицины, посвященный правилам наложения повязок.

В зависимости от применяемого материала повязки делят на мягкие (бинтовые, безбинтовые, упрощенные, клеевые) и твердые (декстрогенные, крахмальные, гипсовые).

К безбинтовым повязкам относятся лейкопластырные, косыночные, клеевые, Т-образные, пращевидные, а также повязки с пленкообразующими веществами.

Лейкопластырная повязка применяется при небольших ранах, для сближения краев гранулирующих ран, при переломе ребер, после вправления пупочной грыжи.

Пластырь накладывают липкой стороной непосредственно на небольшие раны после их обработки спиртовым раствором йода или поверх перевязочного материала полосками различной формы.

Полоски должны захватывать участки кожи в окружности перевязочного материала.

Косынкой называется треугольный кусок материи или платок, сложенный по диагонали. Наиболее удобна перевязь для фиксирования руки. Середину косынки кладут под согнутое под прямым углом предплечье, один конец идет между туловищем и рукой, другой – поверх руки. Концы завязывают на шее. В качестве импровизированной косыночной повязки можно применить полоску материи, полотенце, полу пиджака.

Пращевидная повязка – полоска бинта или материи, оба конца которой надрезаны продольно. Она чаще применяется на лице, подбородке, затылке и темени.

Т-образная повязка – полоска материи или бинта, к середине которой пришита или через нее перекинута другая полоска. Горизонтальная часть фиксируется вокруг талии, а вертикальная проходит через промежность и завязывается или прикрепляется булавками к первой полоске.

Бинтовые повязки наиболее физиологичны, оказывают равномерное давление на поврежденные ткани. Пострадавшая часть тела должна находиться в удобном, физиологическом положении, быть неподвижной и доступной для бинтующего.

Нога выпрямлена, стопа находится под прямым углом, рука согнута в локте, плечо в небольшом отведении от туловища, пальцы в легком сгибании с противопоставлением первого и пятого пальцев.

При бинтовании области таза, живота и бедра лучше использовать специальные подставки или раздвижные столы.

Бинтующий должен постоянно следить за состоянием пострадавшего. Бинтование ведут снизу вверх, слева направо, т.е. по часовой стрелке. Правой рукой раскручивая бинт, левой рукой удерживают и расправляют его ходы.

Каждый оборот бинта должен прикрывать предыдущий наполовину или на 2/3 его ширины. Закрепляют конец бинта на стороне, противоположной ране, разрезав его по длине и обвязав вокруг забинтованной части. При бинтовании пользуются следующими видами бинтовых повязок: круговой (циркулярной), спиральной, ползучей, крестообразной или восьмиобразной, колосовидной и черепашьей.

Иммобилизация (от лат. immobilis – неподвижный) – придание неподвижности определенной части тела человека при различных повреждениях.

Различают следующие виды транспортной иммобилизации.

  • • примитивная иммобилизация, когда используются здоровые участки тела самого пострадавшего. Например, при повреждении ноги ее прибинтовывают к другой, здоровой ноге. Поврежденную руку прибинтовывают к туловищу;
  • • иммобилизация подручными средствами. В качестве таких средств можно использовать палку, кусок доски и т.д.;
  • • иммобилизация транспортными шинами, заранее приготовленными заводским путем.

Транспортные шины делятся на две группы – фиксационные и дистракционные.

Фиксационные шины. С помощью этих шин создается неподвижность поврежденного участка тела. Известно несколько видов фиксационных шин. Лестничная шина (Крамера) изготовлена из мягкой проволоки.

Этой шине можно придать любую форму, необходимую для иммобилизации того или иного участка тела. Сетчатая шина (Фильберга) представляет собой сетку, изготовленную из мягкой проволоки. Легко сворачивается в рулон. Применяется в основном для иммобилизации предплечья, кисти и стопы.

Фанерные шины изготовляются чаще всего в виде желоба, они удобны для иммобилизации предплечья и голени.

Дистракционные шины. Из этой группы шин наибольшее распространение получила шина Дитерихса, которая состоит из четырех частей: подошвенной, наружной (большого размера), внутренней и палочки-закрутки со шнурком. Применяется при повреждениях нижней конечности и тазобедренного сустава.

При наложении транспортных шин необходимо соблюдать следующие правила:

  • • помимо зоны повреждения, шина должна фиксировать два соседних сустава;
  • • при иммобилизации не следует производить грубые, резкие манипуляции;
  • • одежду с пострадавшего не снимают;
  • • повязку накладывают только на поврежденный участок;
  • • шину покрывают ватно-марлевыми прокладками (чтобы не травмировать мягкие ткани).

Наложение лестничной шины. Предварительно шину моделируют по профилю того участка тела, на который она будет наложена. Так, при переломе плечевой кости шина должна начинаться от внутреннего края лопатки здоровой стороны, идти вдоль наружной поверхности полусогнутой в локтевом суставе приведенной руки и заканчиваться, несколько выступая за кончики пальцев.

При повреждении предплечья верхним уровнем шины является средняя треть плеча, нижним – кончики пальцев.

При повреждении шеи из лестничных шин изготовляют своеобразный шлем: одну изгибают во фронтальной плоскости по контуру головы и обоих надплечий, другую – в сагиттальной плоскости по контуру головы, шеи и спины.

Шины связывают между собой, покрывают ватно-марлевыми прокладками и фиксируют к голове и обоим надплечьям.

Поврежденную голень лучше фиксировать с трех сторон: одну шину моделируют по задней поверхности голени и стопы от кончиков пальцев до средней трети бедра, две другие фиксируют по бокам голени (наружная и внутренняя), причем подошвенную их часть сгибают в виде стремени для более прочной фиксации голеностопного сустава

Наложение шины Дитерихса. Подошвенную часть шины фиксируют бинтом к подошвенной поверхности стопы.

Наружную часть раздвигают и закрепляют с таким расчетом, чтобы она начиналась от подмышечной впадины и, вставленная в металлическую пружину в подошвенной части, выступала за нее на 8–10 см.

Внутреннюю часть шины подготавливают таким образом, чтобы она упиралась в пах и проходила через металлическую проушину подошвенной части, выступая за нее на 8–10 см.

На конечности шину фиксируют циркулярными ходами бинта. Вверху наружную часть шины фиксируют двумя ремнями. С помощью палочки-закрутки осуществляют вытяжение за подошвенную часть шины

Источник: https://studme.org/55185/bzhd/desmurgiya

1.6. Неотложная помощь при переломах

Правила наложения шины дитерихса при переломе бедра

Учебное пособие для 10-11 классов

Основы медицинских знаний

Первая медицинская помощь при переломах оказывается самим пострадавшим или свидетелями травмы. В первую очередь необходимо предупредить сдвиги отломков костей, чтобы исключить дальнейшее травмирование ими прилегающих тканей, а также по возможности предупредить посттравматические осложнения.

Доврачебная помощь при открытых переломах и кровотечении из раны предусматривает: остановку кровотечения путем наложения давящей повязки или жгута; наложение первичной асептической повязки на рану и обезболивание; иммобилизацию конечностей; вынос или вывоз пострадавших в лечебное учреждение.

Средства иммобилизации. Для обеспечения неподвижности поврежденной конечности или другой части тела используют стандартные, нестандартные, импровизированные шины. Стандартные шины бывают сетчатые, лестничные (шины Крамера), фанерные, деревянные (шины Дитерихса), пластмассовые, пневматические (рис. 16).

Рис. 16. Средства иммобилизации: а – стандартные шины; б – шина Дитерихса; в – пневматические шины

Они применяются при переломах костей, значительных повреждениях мягких тканей, больших кровеносных сосудов, нервов, при значительных ожогах конечности, вывихах.

При отсутствии стандартных шин для иммобилизации можно использовать различный материал (деревянные рейки, бруски, толстый картон, пучки хвороста), менее пригодны орудия труда и предметы обихода (палки, лыжи, лопаты).

Если нет никаких подручных средств, самую примитивную иммобилизацию можно осуществить, прибинтовав поврежденную верхнюю конечность к туловищу, а поврежденную нижнюю конечность – к неповрежденной (рис. 17).

Рис. 17. Создание неподвижности сломанной конечности по методу «нога к ноге»

Правила иммобилизации.

При проведении иммобилизации фиксационными шинами следует руководствоваться рядом правил:

  • шина должна быть удобной для пострадавшего и не причинять ему боль;
  • иммобилизация должна быть проведена как можно раньше;
  • при наличии раны ее следует закрыть асептической повязкой до наложения шины;
  • при применении кровоостанавливающего жгута последний накладывается до проведения иммобилизации;
  • перед иммобилизацией предварительно моделируют шину под размер и форму поврежденной конечности;
  • шина не должна оказывать сильного давления на мягкие ткани, сосуды, нервы, особенно на костные выступы;
  • при переломах длинных трубчатых костей обязательна фиксация 2-3 смежных суставов;
  • конечность следует иммобилизовать в среднем физиологическом положении;
  • транспортную шину прикрепляют к конечности бинтом, не нарушая кровообращения;
  • перед наложением шины потерпевшему вводят обезболивающие средства.

Наложение шин при переломах костей верхних конечностей. При переломах костей кисти и пальцев иммобилизацию можно провести сетчатой или деревянной шиной, другим подручным материалом. Шину накладывают на тыльную поверхность руки от концов пальцев до верхней трети предплечья. Ладонь несколько сгибают, кладут в нее ватно-марлевый валик, затем прикрепляют шину бинтом (рис. 18).

Рис. 18. Иммобилизация при переломах костей кисти

При повреждении костей предплечья верхний конец шины кладут на уровне средней трети плеча, а нижний – на уровне концов пальцев, ладонная поверхность кисти повернута от туловища или вверх (рис. 19).

Рис. 19. Иммобилизация при переломах костей предплечья: а – лестничной шиной; б – подручными средствами

При переломах ключицы для иммобилизации можно использовать палку, которую располагают горизонтально на уровне нижних углов лопаток, а также ватно-марлевые кольца и повязку Дезо (рис. 20).

Рис. 20. Повязка Дезо

При переломах плеча шину кладут от внутреннего края лопатки здоровой стороны, через плечевой сустав, вдоль наружной поверхности плечевой кости, сгибая руку в локте-вом суставе под прямым углом, подводят ее к туловищу и заканчивают, несколько перекрывая концы пальцев. Шину укрепляют бинтом (рис. 21).

Рис. 21. Иммобилизация перелома плеча лестничной шиной

Наложение шин при переломах костей нижних конечностей. При повреждении стопы и голени иммобилизацию проводят шинами Крамера.

Стопу и голень фиксируют с трех сторон: одну шину накладывают на заднюю поверхность голени и стопы от кончиков пальцев до средней трети бедра, две другие фиксируют по сторонам голени (внутренней и внешней), причем подошвенную их часть сгибают в виде стремени для более сильной фиксации голеностопного сустава. Стопу устанавливают под углом 90° по отношению к голени. Шины укрепляют бинтами или косынками.

При переломе бедренной кости, повреждениях тазобедренного и коленного суставов применяют шины Дитерихса или импровизированные шины. Перед наложением шины места костных выступов покрывают ватой, марлей или другим мягким материалом. Подошвенную часть шины фиксируют бинтом к подошве стопы (обуви).

Наружную планку расширяют и закрепляют с таким расчетом, чтобы она начиналась от подмышечной впадины и, вставленная в металлическую скобу подошвенной части, выступала за нее также на 10-12 см. Конечную (шарнирную) ее часть сгибают под углом 90° и одевают на конец наружной планки.

На конечности шину фиксируют циркулярными ходами бинта, а вверху наружную и внутреннюю части шины фиксируют двумя ремнями, после чего при помощи палочки-закрутки производят вытяжение за подошвенную часть шины.

При переломах позвоночника больного кладут на твердые носилки, доски. Если транспортировка осуществляется на мягких носилках, потерпевшего необходимо положить на живот, под грудь положить мягкий валик из одежды или одеяла для разгибания позвоночного столба (рис. 22).

Рис. 22. Транспортная иммобилизация при повреждении позвоночника: а – на спине; б – на животе

Пострадавшего с переломами костей таза кладут на твердую поверхность (доски, носилки), а под коленные суставы подкладывают скатанную в валик одежду. Ноги при этом необходимо согнуть в коленных и тазобедренных суставах, что создает условия для расслабления мышц и уменьшения болей.

Рис. 23. Вакуум-носилки для транспортной иммобилизации

Для транспортной иммобилизации позвоночника и таза используются вакуум-носилки, наполненные пластмассовыми шариками (рис. 23).

После выкачивания воздуха с помощью небольшого насоса носилки становятся твердыми, хорошо моделируют форму тела при любом положении пострадавшего и долгое время ее сохраняют.

Также при транспортной иммобилизации широко применяются гипсовые и пластмассовые повязки для фиксации отломков костей, лечения различных заболеваний конечностей, позвоночника.

Вопросы для повторения

  1. Перечислите основные правила иммобилизации.
  2. Какие существуют средства иммобилизации при переломах?
  3. Опишите ваши действия при переломах костей верхних конечностей; костей нижних конечностей.

Практическое занятие 4

Цель занятия – изучить правила иммобилизации при повреждениях (переломах) верхних и нижних конечностей.

Оснащение: бинты, косынки, ватно-марлевые валики, шины Крамера и Дитерихса, подручные средства.

Последовательность выполнения иммобилизации при переломе плеча:

  • конечности придают среднефизиологическое положение: сгибают в локтевом суставе под углом 70-90°, приводят к туловищу, кисть в полусогнутом положении;
  • кладут ватно-марлевые валики в подмышечную впадину и под кисть;
  • фиксируют бинтом шину от плеча до середины кисти;
  • для более надежной иммобилизации стараются обездвижить три сустава: плечевой, локтевой и лучезапястный (см. рис. 19, 21).

Последовательность выполнения иммобилизации при переломе костей предплечья:

  • конечности придают среднефизиологическое положение: сгибают в локтевом суставе под углом 70-90°, приводят к туловищу, кисть в полусогнутом положении;
  • отмоделировав шину, подкладывают под кисть ватно-марлевый валик и прибинтовывают шину в месте перелома, оставив фаланги пальцев открытыми, при этом необходимо обездвижить локтевой и лучезапястный суставы.

Последовательность выполнения иммобилизации при переломе бедра:

  • перед наложением шины места костных выступов покрывают ватой, марлей или другим мягким материалом; подошвенную часть шины фиксируют бинтом к подошве ступни (обуви); наружную планку расширяют и закрепляют так, чтобы она начиналась от подмышечной впадины и заканчивалась на уровне ступни, и фиксируют циркулярными ходами бинта;
  • при аутоиммобилизации ее фиксируют к здоровой нижней конечности;
  • для обеспечения надежной иммобилизации при переломе бедра необходимо обездвижить тазобедренный, коленный и голеностопный суставы.

Последовательность выполнения иммобилизации при переломе голени:

  • используют отмоделированную шину Крамера или подручный материал (лучше три шины, одну из которых укладывают на заднюю поверхность голени от средней трети бедра до пяточной кости);
  • вторую и третью шины укладывают по наружной и внутренней поверхности голени; все три шины скрепляют с помощью бинта;
  • для обеспечения устойчивой иммобилизации следует обездвижить голеностопный и коленный суставы.

Источник: http://tepka.ru/med_znaniya/8.html

1.1. Первая медицинская помощь при переломах бедра. Общие правила наложения шин

Правила наложения шины дитерихса при переломе бедра

Травмы бедра, как правило, сопровождаются значительной кровопотерей. Даже при закрытом переломе бедренной кости кровопотеря в окружающие мягкие ткани составляет до 1,5 литров. Значительная кровопотеря способствует частому развитию шока.

Основные признаки повреждений бедра:

  • боль в бедре или суставах, которая резко усиливается при движениях;
  • движения в суставах невозможны или значительно ограничены;
  • при переломах бедра изменена его форма и определяется ненормальная подвижность в месте перелома, бедро укорочено;
  • движения в суставах невозможны;
  • отсутствует чувствительность в периферических отделах ноги.

Лучшая стандартная шина при повреждениях, бедра — это шина Дитерихса.

Иммобилизация будет более надежной если шину Дитерихса дополнительно к обычной фиксации укрепить гипсовыми кольцами в области туловища, бедра и голени (рис. 1). Каждое кольцо формируют накладывая по 7-8 циркулярных туров гипсового бинта. Всего 5 колец: 2 – на туловище, 3 – на нижней конечности.

При отсутствии шины Дитерихса, иммобилизацию выполняют лестничными шинами.

Рис. 1. Транспортная иммобилизация шиной

Дитерихса фиксированной гипсовыми кольцамиИммобилизация лестничными шинами.

Для выполнения обездвиживания всей нижней конечности необходимо четыре лестничных шины длиной 120 см каждая, если шин недостаточно возможно осуществить иммобилизацию тремя шинами. Шины должны быть тщательно обмотаны слоем серой ваты необходимой толщины и бинтами.

Одна шина выгибается по контуру задней поверхности бедра, голени и стопы с формированием углубления для пятки и мышцы голени. На участке, предназначенном для подколенной области, выгибание выполняют таким образом, чтобы нога была незначительно согнута в коленном суставе.

Нижний конец изгибают в форме буквы « Г», чтобы фиксировать стопу в положении сгибания в голеностопном суставе под прямым углом, при этом нижний конец шины должен захватывать всю стопу и выступать за кончики пальцев на 1-2см.

Две другие шины связывают вместе по длине, нижний конец Г-образно изгибают на расстоянии 15-20 см от нижнего края. Удлиненную шину укладывают по наружной поверхности туловища и конечности от подмышечной области до стопы.

Нижний загнутый конец охватывает стопу поверх задней шины, что предупреждает отвисание стопы. Четвертую шину укладывают по внутренней боковой поверхности бедра от промежности до стопы.

Нижний конец ее также изгибают в форме буквы «Г» и заводят за стопу поверх загнутого нижнего конца удлиненной наружной боковой шины. Шины укрепляют марлевыми бинтами (рис. 2).

Точно также, при отсутствии других стандартных шин, как вынужденная мера, нижнюю конечность можно иммобилизировать фанерными шинами.

При первой возможности лестничные и фанерные шины должны быть заменены шиной Дитерихса.

Рис. 2. Транспортная иммобилизация лестничными шинами при повреждениях бедра

Ошибки при иммобилизации всей нижней конечности лестничными шинами:

  1. Недостаточная фиксация наружной удлиненной шины к туловищу, что не позволяет надежно обездвижить тазобедренный сустав. В этом случае иммобилизация будет неэффективной.
  2. Плохое моделирование задней лестничной шины. Отсутствует углубление для икроножной мышцы и пятки. Отсутствует изгиб шины в подколенной области, в результате чего нижняя конечность обездвиживается полностью выпрямленной в коленном суставе, что при переломах бедра может привести к сдавлению костными отломками крупных сосудов.
  3. Подошвенное отвисание стопы в результате недостаточно прочной фиксации (отсутствует моделирование нижнего конца боковых шин в виде буквы «Г»).
  4. Недостаточно толстый слой ваты на шине, особенно в области костных выступов, что может привести к образованию пролежней.
  5. Сдавление нижней конечности при тугом бинтовании.

Иммобилизация подручными средствами. Выполняется при отсутствии стандартных шин.

Для обездвиживания используют деревянные рейки, лыжи, ветки и другие предметы достаточной длины, чтобы обеспечить обездвиживание в трех суставах поврежденной нижней конечности (тазобедренном, коленном и голеностопном).

Стопу необходимо установить под прямым углом в голеностопном суставе и применить прокладки из мягкого материала, особенно в области костных выступов (рис. 3).

Рис. 3. Транспортная иммобилизация подручными средствами при повреждениях бедра: а – из узких досок; б – при помощи лыж и лыжных палок.

В тех случаях, когда отсутствуют какие-либо средства для осуществления транспортной иммобилизации, следует применить метод фиксации «нога к ноге». Поврежденную конечность в двух-трех местах связывают со здоровой ногой (рис.

4 а), либо укладывают поврежденную конечность на здоровую и также связывают в нескольких местах (рис. 4 б).

Рис. 4. Транспортная иммобилизация при повреждении нижних конечностей методом «нога к ноге»: а – простая иммобилизация; б – иммобилизация с легким вытяжением

Иммобилизация поврежденной конечности методом «нога к ноге» должна быть заменена на иммобилизацию стандартными шинами при первой возможности.

Эвакуация пострадавших с повреждениями бедра осуществляется на носилках в положении лежа. Для предупреждения и своевременного выявления осложнений транспортной иммобилизации необходимо следить за состоянием кровообращения в периферических отделах конечности. Если конечность обнажена, то следят за окраской кожи.

При неснятой одежде и обуви необходимо обращать внимание на жалобы пострадавшего. Онемение, похолодание, покалывание, усиление боли, появление пульсирующей боли, судороги в икроножных мышцах являются признаками нарушения кровообращения в конечности.

Необходимо немедленно расслабить или рассечь повязку в месте сдавления.

Читать полный конспект Первая медицинская помощь при переломах костей конечностей

Источник: https://plankonspekt.ru/articles/pervaya-meditsinskaya-pomoshch-pri-perelomakh-bedra-obshchiye-pravila-nalozheniya-shin.html

Терапевт Лебедев
Добавить комментарий