Перелом растущей кости на ноге у ребенка

Лечение кистозных опухолеподобных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей: инновации ркб

Перелом растущей кости на ноге у ребенка

04.11.2016

Костная онкология – это одна из трагических страниц детской ортопедии, которая заканчивается в ряде случаев летальным исходом.

Причиной развития опухолей и опухолеподобных заболеваний являются различные по своему происхождению (диспластические, дистрофические, злокачественные) процессы разрушения костной ткани с формированием полости внутри кости (кисты), на определенном участке костного сегмента и нарушением ее механической прочности. Провоцируют развитие кистозных образований различные заболевания, в том числе опухолеподобные заболевания добро-качественного характера, которые со временем могут вызывать злокачественную опухоль. О своевременной диагностике и лечении подобных патологий мы беседуем с заведующим отделением детской травматологии и ортопедии ГАУЗ РКБ МЗ РТ, главным детским травматологом-ортопедом МЗ РТ Андреевым Петром Степановичем.

― Петр Степанович, расскажите, пожалуйста, как часто встречаются такие кистозные заболевания, которые приводят к разрушению кости?

― Если говорить о частоте кистозных заболеваний, то среди всех таких образований большую часть составляют опухолеподобные заболевания (заболевания дистрофического генеза – солитарная и аневризмальная костная киста), а также заболевания диспластического происхождения (фиброзная дисплазия).

В основе так называемой фиброзной дисплазии лежит неправильное развитие костной ткани на определенной стадии генеза, а именно на стадии формирования фиброзной ткани, которая обладает наиболее активными темпами роста, но менее качественными показателями.

Она очень быстро растет и, разрушая кость, приводит к уменьшению механической прочности, что в последующем ведет к патологическим переломам.

Патологический перелом при кистозных образованиях подобного генеза (солитарная и аневризмальная костная киста, фиброзная дисплазия) является осложнением и одновременно первым клиническим показателем для обнаружения этого заболевания. Наиболее часто встречаются дистрофические процессы, когда происходит поражение внутри кости с образованием костной полости. Такие патологии относятся к солитарным и аневризмальным костным

кистам, и на их долю приходится примерно 10-15% всех костных образований с разрушений кости. Это наиболее часто встречающиеся поражения длинных костей у детей с деструкцией костной ткани и образованием костной полости.

― Как себя проявляют эти опухолеподобные заболевания?

― Начало опухолевых процессов (клинические проявления) на начальных стадиях не имеет симптоматики. И они становятся находкой при выявлении в процессе обследования по поводу других заболеваний или повреждений конечностей (например, при ушибах или травмах области этого сегмента). Эти деструктивные изменения в кистозной полости не-

редко обнаруживаются на рентгеновских снимках, сделанных по поводу травмы. Одни из наиболее частых клинических проявлений – это патологические переломы. Если такие кистозные образования локализуются на костях нижних конечностей, то клиническим проявлением выступает болевой синдром, появляется хромота, поскольку при таких образованиях очень сильна нагрузка на пораженную конечность.

При поражении верхних конечностей чаще всего происходит патологический перелом кости плеча при неадекватной травме, полученный при незначительных падениях. Так как этот кистозный процесс разрушает кость, ее механическая прочность уменьшается и возникает перелом. Чаще всего поражаются бедро, голень и плечо, то есть длинные трубчатые кости, реже всего – позвоночник.

Андреев Петр Степанович главный детский специалист травматолог-ортопед МЗ РТ, заведующий отделением детской травматологии и ортопедии ГАУЗ РКБ МЗ РТ, доцент

кафедры травматологии и ортопедии ГБОУ ДПО КГМА МЗ РТ, кандидат медицинских наук.

― Какие обследования могут помочь выявить данные опухолеподобные процессы у ребенка?

― Вся актуальность вопроса опухолей и образований заключена в дифференциальной диагностике.

Верификация этих деструктивных процессов по имеющимся на сегодняшний момент исследованиям не позволяет выявлять эти опухолевые процессы на ранних стадиях и даже усложняет дифференциацию подобных трудных видов костных опухолей и опухолевых процессов.

Таким образом, дифференциальная диагностика, чтобы выявить, где процесс злокачественный, а где доброкачественный, в большинстве случаев требует специфического обследования с привлечением современных методов исследования

и узких специалистов.

Поэтому задача врачей, родителей и самих пациентов заключается в раннем обращении к специалисту, поскольку даже самые доброкачественные опухолевые заболевания могут привести к малигнизации – развитию ложного злокачественного процесса. Трактовка рентгенологических исследований и клинических проявлений очень затруднительна для постановки диагноза. Только специалист с большей

вероятностью может поставить правильный диагноз.

― Каковы причины развития описываемых патологий?

― Опухоли и опухолеподобные заболевания костей – это заболевания активно растущего организма. Чаще всего они встречаются у детей от восьми лет в первом или во втором десятилетии жизни, реже в третьем.

  Внутрикостная резекция с билокальным компрессионно-дистракционным остеосинтезом в костной полости. Б-й К., 12 лет, диагноз: аневризмальная костная киста проксимального метафиза большеберцовой кости левой голени. Одной из причин развития опухолеподобных заболеваний костей считают нарушение гомеоста за, то есть расстройство развития между венозной и артериальной сосудистой системой.

Из-за данного нарушения происходит повышение локального артериального давления в кости, а далее наступает рассасывание костной полости. Чаще всего данные процессы происходят на плече. Как было сказано ранее, при такой локализации в верхних конечностях это заболевание сопровождается неадекватными переломами даже при незначительном падении.

А при поражении нижних конечностей – возникновением сильной боли.

― Какие методы лечения применяются при опухолеподобных заболеваниях?

― При лечении, если это процесс доброкачественный, мы применяем малоинвазивные методы вмешательств. В их основе лежат органосохраняющие операции. При злокачественных опухолях применяется комплексное лечение с участием многих специалистов. Сюда входит хирургическое лечение, химиотерапия, лучевая терапия и так далее.

В отделении проводится дифференциация доброкачественных и злокачественных опухолей, а также опухолевидных заболеваний. Пациентов со злокачественными опухолями мы направляем на лечение в многопрофильные стационары (чаще всего в онкологические центры Москвы).

На злокачественные процессы приходится примерно 0,1-0,2% среди всех этих заболеваний (деструктивных процессов). В нашем отделении проводятся операции детям с доброкачественными опухолями и опухолеподобными заболеваниями костей.

Для лечения и ликвидации кистозной полости у нас имеется необходимое оборудование и материальное оснащение. Нами разработаны собственные методики лечения данного вида заболеваний, которые помогают проводить адекватную терапию этих сложных деструктивных процессов.

Все методики разработаны с учетом возраста, локализации и характера деструктивного процесса.

Применение чрескостного костнопластического остеосинтеза при опухолеподобных заболеваниях длинных костей у детей впервые в России и в мире было проведено на базе отделения детской травматологии и ортопедии Республиканской клинической больницы МЗ РТ. Первый патент на изобретение данной методики был выдан в январе 1985 года. А всего на лечение данной методикой нами уже получено восемь патентов. Работа в этом направлении продолжается.

Журнал «Дело Жизни»

№7 (15) 2016

ДЖ-7(15)2016_Андреев

Гузелия Ханипова__

Источник: https://rkbrt.ru/smi-o-nas/lechenie-kistoznyih-opuholepodobnyih-zabolevaniy-oporno-dvigatelnogo-apparata-u-detey-innovatsii-rkb/

Травматические эпифизеолизы и их рентгенологическая оценка

Перелом растущей кости на ноге у ребенка

г. Барнаул

Анатомо-физиологические особенности растущей детской кости и происходящие в ней активные процессы перестройки могут настолько видоизменять течение и проявление патологического процесса, что иногда возникают значительные трудности в диагностике травмы.

Непрочность метафизарного отдела трубчатой кости, наличие рентгено-прозрачных ростковых зон, основных и добавочных ядер окостенения, многочисленные варианты строения растущей кости обусловливают еще одну особенность детской травмы, иногда весьма затруднительную в диагностике – эпифизеолизы и остеоэпифизеолизы.

Эпифизеолиз – нарушение целости кости в несозревшем скелете, которое проходит полностью или частично по эпифизарной пластинке роста (полоска хряща, за счет которой у детей осуществляется рост трубчатых костей в длину.

Остеоэпифизеолиз – травматический отрыв и смещение эпифиза с частью метафиза по линии росткового хряща до окончания процесса окостенения.

У новорожденных и детей грудного возраста отсутствуют или слабо выражены ядря окостенения в эпифизах, поэтому рентгенологическая диагностика эпифизеолиза и остеоэпифизеолиза без смещения затруднена.

Смещение ядра окостенения по отношению к диафизу кости удается выявить только при сравнении со здоровой конечностью на рентгенограммах в двух проекциях.

У более старших детей остеоэпифизеолиз диагностируется легче: на рентгенограммах находят отрыв костного фрагмента (осколка) метафиза трубчатой кости.

При диагностике эпифизеолизов и остеоэпифизеолизов имеет значение место прикрепления суставной капсулы к суставным концам кости: они возникают там, где суставная сумка прикрепляется к эпифизарному хрящу кости, например, на лучезапястном и голеностопном суставах, дистальном эпифизе бедренной кости. В местах же, где сумка прикрепляется к метафизу так, что ростковый хрящ покрыт ею и не служит местом ее прикрепления (например, тазобедренный сустав), эпифизеолиза не бывает.

Эпифизеолиз может быть и не травматического генеза – юношеский эпифизеолиз головки бедренной кости, типичный возраст развития которого составляет 12-14 лет. При этом травма в анамнезе может вообще отсутствовать, либо это небольшая травма, которая лишь позволяет выявить имеющийся эрифизеолиз.

В таких случаях отмечается боль в тазобедренном суставе, хромота, ограничение движений в суставе. Диагноз уточняется при рентгенологическом исследовании. Юношеский эпифизеолиз – «чистый» эпифизеолиз, который при отсутствии смещения отломков рентгенонегативен и поэтому вызывает трудности диагностики.

В распознавании таких эпифизеолизов полезна магнитно-резонансная томография.

В области плечевого сустава головка плечевой кости окостеневает за счет трех ядер окостенения – головки, большого и малого бугорков. Ядро малого бугорка существует очень недолго и почти не улавливается. До 7-8 лет имеются два ядра окостенения, которые затем сливаются, образуя целостную костную головку.

Так как ростковая зона головки плечевой кости по передней поверхности расположена горизонтально, а сзади под углом поднимается кверху, то на задней рентгенограмме она образует фигуру треугольника. Основание этого треугольника нередко принимают за линию перелома.

В силу анатомических особенностей (капсула сустава прикрепляется у анатомической шейки) в плечевом суставе чаще возникают остеоэпифизеолизы.

Особенно сложным в диагностическом плане является локтевой сустав; для избежания ошибок в трактовке повреждений этого сустава у детей необходимо знать сроки появления ядер окостенения и возрастные особенности каждого из них.

В затруднительных случаях необходимо провести сравнительную рентгенографию обоих локтевых суставов.

Однако встречаются анатомические варианты односторонней фрагментации ядер окостенения, при которых основную роль в диагностике играют данные анамнеза и результаты клинического обследования.

По данным В.С. Майковой – Строгановой и Д.Г. Рохлина (1957), ядра окостенения у мальчиков появляются позже. Первым образуется ядро в головчатом возвышении плечевой кости (к концу 1-го, в начале 2-го года жизни) и мало изменяется до 5 лет.

Иногда обнаруживают две точки окостенения головчатого возвышения. Начиная с 8-10 лет в головчатом возвышении (или в головке мыщелка плечевой кости по Парижской номенклатуре, принятой в 1980 г.

), появляются добавочные точки окостенения, которые могут симулировать мелкие осколки. Эти точки приобретают нормальную губчатую структуру и сливаются с основными ядрами головчатого возвышения, за счет которого окостеневает наружный вал блока плечевой кости.

Медиальный отдел блока окостеневает из нескольких ядер, которые появляются в возрасте 9-12 лет (у девочек – в 7 лет).

Неровность очертаний и множественность точек окостенения в блоке плечевой кости являются причиной частых диагностических ошибок. Диагноз перелома блока плечевой кости установить трудно, но возможно. Г.М.

Тер-Еглизаров (1978) считает, что косвенным признаком перелома блока является нарушение правильных соотношений костей, образующих локтевой сустав, в боковой проекции.

Проксимальный конец локтевой кости вместе с отломком блока смещен кверху и кпереди, что на рентгенограмме проявляется наслаиванием тени метафиза локтевой кости на головчатое возвышение и головку лучевой кости.

Довольно часто у детей наблюдаются надмыщелковые переломы плечевой кости. Это объясняется возрастными анатомическими особенностями ее дистального конца, который изогнут по отношению к диафизу под углом, открытым кпереди.

Кость в этом месте истончена, кортикальный слой развит недостаточно, что обусловливает малую прочность данного отдела, особенно у детей в возрасте 7-9 лет.

На рентгенограмме локтевого сустава в боковой проекции при этом выявляется следующее: в норме проекция головки мыщелка находится кпереди от продольной оси диафиза плеча, при надмыщелковом переломе – она смещена кзади.

Эпифизеолиз и метаэпифизеолиз головки мыщелка плечевой кости у детей – внутрисуставные переломы, наиболее часто происходящие в возрасте от 4 до 10 лет.

В возрасте 4-8 лет появляется ядро окостенения внутреннего надмыщелка плечевой кости. Внутренний надмыщелок изредка окостеневает из нескольких точек, причем это может наблюдаться лишь на одной стороне. При наличии травмы в анамнезе подобную картину нередко расценивают как перелом. Распознавание остеоэпифизаолиза внутреннего надмыщелка нередко затруднено.

В пользу отрыва может свидетельствовать следующее: на рентгенограмме в задней проекции расстояние между апофизом и метафизом плеча увеличивается, но неравномерно; контуры апофиза со стороны метафиза становятся неравномерными, ось апофиза смещается относительно исходного состояния; надмыщелок смещается главным образом медиально и дистально.

Синостоз внутреннего надмыщелка наступает в возрасте 15-19 лет.

Ядро окостенения наружного надмыщелка плеча существует непродолжительно: появляется в 9-10 лет и в 12-13 лет сливается с головчатым возвышением.

Перелом наружного надмыщелка обычно связан с непрямым механизмом травмы: ребенок падает на кисть вытянутой руки, и основная сила удара передается на локтевой сустав по продольной оси лучевой кости, головка которой упирается в головку мыщелка плечевой кости и откалывает меньшую или большую часть дистального метафиза с наружной стороны, происходит смещение костного отломка (осколка). Причем, если плоскость перелома проходит только через ростковую зону, речь идет об эпифизеолизе головки мыщелка плечевой кости, но чистый эпифизеолиз возникает достаточно редко. Чаще плоскость перелома проходит в косом направлении через дистальный метаэпифиз плечевой кости (снизу и снутри, кнаружи и кверху). Поскольку метафизарный отдел кости менее прочен чем ростковая зона, то обычно наступает эпифизеолиз.

Локтевой отросток, как правило, имеет не менее двух точек окостенения; первая появляется в 7-9 лет, вторая в 10-11 лет. При дифференцировке их от травматических осколков необходимо помнить, что они, как правило, лишены нормальной костной структуры и имеют вид интенсивной тени (глыбки извести).

Синостоз локтевого отростка локализуется, как правило, у его основания, т.е. дистальнее ростковой зоны апофиза.

Значительные трудности нередко представляет диагностика подвывиха головки лучевой кости у детей. Д.Г.

Рохлин (1936) предложил следующее правило: ось проксимального конца лучевой кости (выше уровня бугристости), продолженная до головчатого возвышения плечевой кости, делит последнее на две равные части.

Это определяется и в профильной, и в атипичной проекциях. При смещениях лучевой кости ось делит головчатое возвышение на две неравные части.

В области тазобедренного сустава в возрасте 13-15 лет появляется ядро окостенения верхненаружного отдела вертлужной впадины, которое может быть принято за отрыв костного фрагмента.

Что касается травмы тазобедренного сустава у детей, то наиболее трудными для диагностики являются разрывы У-образного хряща и травматические эпифизеолизы головки бедренной кости без смещения.

Нередко диагноз устанавливают только по более поздним рентгенологическим симптомам: преждевременному синостозированию зон роста, резорбции в области головки или появлению периостальной мозоли. Вместе с тем необходимо дифференцировать травматический эпифизеолиз головки бедра от юношеского эпифизеолиза.

Отличительным признаком является то, что травматический эпифизеолиз – всегда остеоэпифизеолиз, выявляется в возрасте 6-8 лет и ему предшествует значительная травма. Юношеский эпифизеолиз – только эпифизеолиз («чистый» эпифизеолиз) и травма в анамнезе может вообще отсутствовать.

Определенные диагностические трудности могут возникнуть и при исследовании коленного и голеностопного суставов в случае их травматизации.

Дольчатый надколенник, особенно двудольчатый, иногда ошибочно трактуют как перелом. При дольчатом надколеннике смежные контуры гладкие, покрыты замыкающей пластинкой, контуры фрагментов закруглены.

Из травматических повреждений в области коленного сустава у детей чаще всего встречается эпифизеолиз дистального эпифиза бедренной кости. Его диагностика до 4-5 лет затруднительна, поскольку эпифиз по ширине значительно меньше метафиза и отделен от него широкой эпифизарной зоной.

Однако в этом возрасте эпифизеолиз данной локализации встречается крайне редко.

В проксимальном эпифизе большеберцовой кости эпифизеолизы возникают крайне редко, так как проксимальный конец кости окружен мощными связками и сухожилиями.

Окостенение дистального эпифиза большеберцовой кости происходит за счет костного зачатка, появляющегося через 1,5-2 года после рождения. Так по данным Н.С.

Косинской (1958), точка окостенения возникает в медиальной половине хрящевого эпифиза и нередко у детей до 5-6 лет сохраняет это эксцентричное положение, которое иногда ошибочно расценивают как эпифизеолиз.

У верхушки внутренней лодыжки в 9-13 лет появляется добавочное ядро окостенения os subtibialis, которое обычно сливается с основной частью эпифиза в 12-14 лет. Os subtibialis нередко принимают за отрыв костного фрагмента.

Все связки голеностопного сустава прикрепляются ниже эпифизарной линии, в связи с чем при травме создаются благоприятные условия для эпифизеолиза. При травме медиального отдела сустава происходит эпифизеолиз медиального фрагмента эпифиза.

При этом медиальный отдел ростковой зоны выглядит расширенным, а в центральном отделе эпифиза нередко видна вертикальная линия перелома.

При травме латерального отдела сустава чаще всего происходит остеоэпифизеолиз наружной лодыжки.

При остеоэпифизеолизе большеберцовой кости линия перелома метафиза поднимается вверх от ростковой зоны и происходит отрыв довольно крупного фрагмента клиновидной формы от заднее-наружного отдела метафиза большеберцовой кости.

На рентгенограмме в задней проекции этот вид перелома улавливается с трудом, при этом очень информативна боковая рентгенограмма (Сhigot P.L., Estcve P., 1967).

В тех случаях, когда ядер окостенения еще нет или эпифизарные зоны широкие, диагноз эпифизеолиза устанавливают по рентгенограмме, произведенной на 10-й день после травмы, поскольку в это время появляется периостальная мозоль. В сомнительных случаях производят рентгенограмму аналогичного сустава неповрежденной конечности. Иногда эпифизеолизы не проявляются рентгенографически.

Таким образом, рентгенодиагностика повреждений длинных трубчатых костей и суставов конечностей у детей, должна основываться, прежде всего, на знании их анатомо-физиологических, клинических и рентгенографических особенностей.

Правильная и своевременная диагностика костной травмы является залогом не только правильного выбора врачом лечебной тактики, но также позволит судебно-медицинскому эксперту в содружестве с рентгенологом делать обоснованные выводы о ее механизме.

Вместе с тем, как показывает практика, производство рентгенограмм в двух стандартных общепринятых проекциях не всегда дает возможность эксперту четко определить механизм образования переломов в связи с тем, что может происходить смещение отломков не только по ширине и длине, но и изменение положения при вращении – это во первых; во вторых – морфологическая структура переломов костей в детском возрасте отличается от таковой у взрослых лиц, что требует определенных знаний детской травмы, а также выявление этих признаков и их трактовка на рентгенограммах. Все выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что для более точного установления перелома и механизма его образования, рентгенографию костей необходимо производить в трех положения конечности, как например производится сигналитическая фотосъемка в судебной фотографии.

Список литературы

  1. Майкова – Строганова В.С., Рохлин Д.Г. Кости и суставы в рентгеновском изображении : конечности. Л.:Медгиз, 1957.-483С.
  2. Тер-Еглизаров Г.М. Ошибки и осложнения при лечении переломов длинных трубчатых костей у детей. М.: Медицина, 1978.- 183С.
  3. Рохлин Д.Г. Рентгеноостеология и рентгеноартрология. Л. – Биомедгиз, 1936.- 336С.
  4. Косинская Н.С. Рентгенологическое исследование в протезировании после ампутации конечностей: Руководство для врачей рентгенологов и врачей протезно-ортопедических учреждений. Л.- Медгиз, 1958.- 216С.

Источник: http://journal.forens-lit.ru/node/439

Вывихи и переломы у детей: как действовать родителям

Перелом растущей кости на ноге у ребенка

Переломы и вывихи у детей отличаются от травм у взрослых, что обусловлено особенностями строения детских костей и суставов. Некоторые виды травм встречаются исключительно в детском возрасте.

Что такое вывих и перелом

Перелом кости — нарушение целостности кости (полное или частичное), возникающее вследствие воздействия нагрузки, превышающей прочность травмируемого участка.

Вывих сустава — нарушение формы суставных поверхностей костей в результате механического воздействия. Вывих может сопровождаться нарушением суставной капсулы или не влиять на ее целостность.

Чаще всего в детстве встречаются переломы рук, в частности, локтевого сустава, лучевой, плечевой кости и костей предплечья. Среди вывихов наиболее распространены вывихи костей предплечья, головки лучевой кости, локтевого сустава. В детском возрасте могут наблюдаться переломо-вывихи, сочетающие в себе два вида травмы.

Особенности переломов костей в детском возрасте.

Маленькие дети часто падают, но серьезные травмы у них бывают редко. Такая закономерность обусловлена меньшей массой тела ребенка и особенностями строения его костей:

  • тонкость, прочность и эластичность костей, связанная с меньшим количеством минеральных солей в их составе;
  • толстая и обильно снабженная кровеносными сосудами надкостница, которая служит футляром для кости и придает ей гибкость.

Эти особенности с одной стороны минимизируют возможность повреждений, но с другой, с ними связан ряд травм, характерных только для детского возраста.

Виды вывихов и переломов у детей

Наиболее характерны для детей такие виды переломов:

Полный (кость сломана с обеих сторон):

Компрессионный – происходит в результате сдавливания трубчатой кости вдоль.

По типу зеленой ветки – когда изгиб кости превышает силу ее пластичности, но полного перелома нет. Травмированный участок удерживает надкостница.

Изгиб (пластическая деформация) – наиболее типичен для локтевых и коленных суставов и обусловлен недостаточным давлением для возникновения полного перелома.

В зависимости от целостности кожных покровов дифференцируют такие виды перелома:

  • закрытый – костные обломки изолированы, кожа не повреждена;
  • открытый – целостность кожи в месте травмы нарушена.

По степени разобщения обломков кости переломы бывают:

  • без смещения – осколки кости не разобщены;
  • со смещением – осколки кости находятся далеко друг от друга.

Причины повреждений

В большинстве случаев переломы и вывихи – результат механического воздействия на кость, но в ряде случаев появление их может быть следствием патологии беременности и родов.

Основные причины повреждений

Падения ребенка в разном возрасте приводят к получению различных повреждений.

Грудные дети, имеющие относительно большой вес головы при падении часто зарабатывают переломы теменной или затылочной кости.

 Дети, обучающиеся ходьбе, чаще страдают вывихами и переломами ног, в частности фаланг пальцев, плюсны, лодыжки.

Активные игры часто становятся причиной вывиха шейного позвонка у малышей 3 – 5 лет, а также вывихов локтевого и коленного сустава.

Жестокое обращение с ребенком приводит к ряду травм от незначительного вывиха до перелома берцовой кости, который в детском возрасте может остаться незамеченным.

Неаккуратность родителей. К примеру, нерассчитанная сила при одергивании за руку может привести к растяжению связок и вывиху плечевого и локтевого сустава.

Поднятие тяжестей ребенком может приводить к вывихам локтевого и плечевого сустава.

Неправильная методика проведения массажа или ЛФК может стать причиной вывихов любого сустава.

Основные признаки, по которым родители могут заподозрить перелом:

  • резкая боль при движении;
  • деформация сломанной конечности;
  • ограниченность движений в травмированной конечности;
  • гематома в месте перелома, которая быстро нарастает под кожей;
  • в случае открытого перелома имеется рана, через которую может просматриваться сломанная кость;
  • часто у детей повышается температура тела до субфебрильных цифр.

Основные симптомы вывиха:

  • боль в травмированном суставе;
  • отек или гематома в области сустава;
  • деформация сустава;
  • удлинение или укорочение пострадавшей конечности;
  • движение в суставе отсутствует или затруднено.

Диагностика травм

Диагностика переломов у детей затруднена. При подозрении на повреждение следует обратиться к детскому травматологу. Врач осматривает и пальпирует поврежденную конечность.

Для уточнения перелома или вывиха проводится:

рентгенография (чаще проводят рентген поврежденной и здоровой конечности для сравнения снимков);

МРТ – позволяет выявить переломы по типу зеленой ветки, закрытые переломы без смещения и трещины кости.

Как вылечить ребенка

Если у малыша случился вывих или перелом, ни в коем разе нельзя вправлять его самостоятельно. Родители должны придерживаться следующего алгоритма действий при оказании первой помощи:

  • обеспечить ребенку покой;
  • иммобилизировать (обездвижить) поврежденную конечность;
  • зафиксировать сломанные кости или вывихнутый сустав (наложить шину, повязку);
  • если есть открытая рана ее нужно обеззаразить;
  • при кровотечении наложить жгут выше поврежденного места;
  • при выраженном болевом синдроме ребенку можно дать анальгетик до приезда скорой помощи.

Доктор обращает внимание !!!

Нельзя самостоятельно выбирать комплекс реабилитационных упражнений и проводить массаж, так как иногда он вовсе противопоказан. К примеру, при внутрисуставных или околосуставных повреждениях массаж может спровоцировать образование костной мозоли.

Для фиксации сломанной конечности можно использовать любой твердый предмет (доска, книга, скалка и другие). Помните, что ваша задача – закрепить сломанные кости, не допустить их смещения или движения до приезда скорой помощи.

В случае возникновения повреждения у ребенка родителям важно правильно сориентироваться, оказать неотложную помощь и создать благоприятные условия для выздоровления.

При переломе можно обратиться в травматологический пункт, который работает круглосуточно и без выходных или вызвать скорую помощь.

Материал  подготовила врач Конон Т.А.

Источник: http://www.12gdp.by/publikatsii/polezno-znat/732-vyvikhi-i-perelomy-u-detej-kak-dejstvovat-roditelyam

Летние детские травмы: что делать?

Перелом растущей кости на ноге у ребенка

Лето для травматологов и педиатров – горячее время. Опьяненные свободой от уроков, дети бесстрашно гоняют на роликах, лазают по деревьям, купаются в пруду и лезут в канализационные люки. В результате – переломы рук и ног, сотрясение мозга и порезы. От них не застрахован ни один ребенок, поэтому родителям должны четко знать, как вести себя в случае любого ЧП.

Оцените степень опасности

По счастью, детские травмы чаще всего бывают легкими, «амбулаторными» – без госпитализации. Это связано с особенностями растущего детского организма. Кости у ребенка еще эластичны, в них много хрящевой ткани. Такая структура способствует защите от серьезных переломов.

И масса тела ребенка сравнительно невелика. Если бы взрослый человек падал столько же, сколько дети, он просто не вылезал бы из гипса. Конечно, и дети частенько получают серьезные травмы. Поэтому надо как можно быстрее разобраться в проблеме и действовать «по ситуации».

Опасность – высокая

Необходимо немедленно вызвать «скорую помощь», если:

  • У ребенка открытый перелом или сильное кровотечение;
  • Неестественно выгнута рука или нога, хотя и нет видимых синяков или кровотечений;
  • Ребенок упал и не шевелится, не реагирует на ваш голос, есть следы рвоты;
  • Ребенок встает сам, но этот процесс причиняет сильную боль в руке или ноге, появляется головокружение, потемнение в глазах;
  • Термический ожог занимает площадь больше ладошки ребенка;
  • Травма затрагивает глаза или зубы.

Опасность – средняя

Ребенка нужно показать врачу в травпункте, если:

  • После падения он жалуется на головную боль, тошноту;
  • У него болит рука или нога;
  • Появились судороги, подрагивания всего тела, рук или ног;
  • После удара поведение травмированного изменилось, он сонлив или, напротив, чрезмерно возбужден.

Опасность – умеренная

Даже если перечисленных признаков нет, нужно как можно скорее оказать малышу первую помощь, успокоить и утешить. В последующие дни, особенно если состояние ребенка остается неважным, надо показаться врачу.

Ваша скорая помощь

Что случилось

От удара под кожей лопнули тончайшие кровеносные сосуды.

Как помочь:

Как можно быстрее охладите травмированное место водой или пузырем со льдом, чтобы снять боль, предотвратить распространение кровоизлияния и распухание. Затем нанесите на больное место мазь или гель типа троксевазина. Если синяк продолжает увеличиваться в размерах, становится почти черным, стоит обратиться к врачу.

Что случилось

Нарушена целостность кожного покрова.

Как помочь

Промойте рану чистой водой. Чтобы остановить кровотечение, на какое-то время поднимите руку или ногу кверху. Затем обработайте рану:

нанесите любое дезинфицирующее средство на чистую салфетку и оботрите ссадину по краям. Если кажется, что в ранке что-то есть, не старайтесь это «что-то» вытащить, лучше обратитесь в травмпункт. Если рана сильно кровоточит, надо посмотреть на цвет крови.

При повреждении артерии кровь светлая. В этом случае нужно наложить жгут выше места пореза и срочно вызвать скорую помощь. Если повреждена вена, кровь из раны будет темной.

Здесь нужна давящая повязка: наложите на рану стерильную салфетку и два раза обмотайте ее марлевым бинтом. Затем наложите плотную прокладку и продолжите обмотку первым марлевым бинтом. Оставьте на 5 минут.

После этого накройте рану стерильным компрессом и закрепите лейкопластырем. В любом случае в течение ближайших 5–7 часов надо показать ребенка врачу (позднее рану уже нельзя будет зашить).

Если ранка или ссадина совсем небольшая, перевязывать ее не надо, как и обращаться к врачу. Однако не позволяйте ребенку обдирать корочку на ране, иначе останется некрасивый шрам.

Что случилось

От удара произошел разрыв носовых капиллярных сосудов.

Как помочь

Посадите ребенка и наклоните его голову вперед, чтобы кровь не затрудняла дыхание.

В ноздри вложите смоченную перекисью водорода или обычной холодной водой ватку, на переносицу – кусочек льда, завернутый в полиэтиленовый пакет и носовой платок.

В течение 4–5 часов после кровотечения не заставляйте ребенка сморкаться, так как любое напряжение мышц и сосудов в носовой полости может спровоцировать повторное кровотечение. Если ребенок жалуется на головную боль, отвезите его к врачу.

Что случилось

Появляются отек и гематома от повреждения сосудов.

Как помочь

Пострадавшее место необходимо сразу подержать под холодной водой, это остановит опухание и уменьшит боль. Затем следует повязать тугую повязку, предварительно смазав больное место специальной мазью.

Боль на 3-4 день после травмы и особенно ограниченная подвижность травмированного места должны вас насторожить: возможно, повреждена кость. Срочно к врачу! Довольно часто ущемляется кончик пальца – ногтевая фаланга, и тогда под ногтем образуется сначала красное, а потом синеющее пятно.

Если оно большое, ноготь, скорее всего, будет сходить и постепенно заменяться новым.

Что случилось

Ребенок жалуется на боль, в месте растяжения – припухлость.

Как помочь

При любой травме сустава необходим покой. Обеспечьте неподвижность травмированной руки или ноги, положите холодный компресс на два часа. Затем наложите давящую повязку, нанесите специальную мазь или гель, крепко забинтуйте эластичным бинтом.

Пострадавшую конечность надо поднять выше уровня тела или прибинтовать руку к туловищу, подвесив ее на бинт, проведенный через предплечье и вокруг шеи.

При сильной опухоли или острых болях необходимо сделать рентген, чтобы выяснить, нет ли перелома.

Что случилось

От удара сместились корни зубов, ушиблена десна

Как помочь

Если все зубы целы и на месте, приложите к деснам пузырь со льдом. При небольшом кровотечении смочите в холодной воде марлю, положите ее между губами и деснами и прижмите. Если зубы почернели и сильно шатаются, немедленно обратитесь к стоматологу: он решит, как их можно спасти. Крайний случай – зуб выбит напрочь.

Если это был молочный зуб, с ним надо проститься и сходить в ближайшее время к врачу для оценки ситуации и стратегии поведения. Если же это уже постоянный зуб, надо сделать все для его имплантации.

Зуб осторожно промойте простой водой (корень руками не трогать!), положите в закрытый контейнер со слюной ребенка и – к стоматологу!

Что случилось

От удара мозга о кости черепа произошло развитие множественных микроушибов с мельчайшими околососудистыми отеками и кровоизлияниями.

Как помочь

При ушибе головы важно правильно оценить степень опасности. Признаки сотрясения мозга – потеря сознания, иногда ретроградная амнезия (ребенок не помнит, что с ним случилось перед ударом).

Другие опасные симптомы – тошнота, рвота, бледность, холодный пот, затрудненное дыхание, изменение размера зрачков. Чтобы оценить тяжесть травмы, нужно немедленно показаться врачу-неврологу.

В больнице ребенку сделают рентген или компьютерную томографию, исследование изменений глазного дна, по показаниям – МРТ головного мозга.

Но даже если никаких перечисленных симптомов нет, надо уложить ребенка набок (вдруг начнется рвота), приложить к месту ушиба лед и понаблюдать за поведением. Появились сонливость, тошнота, отвращение к еде? Нужно вызывать «скорую».

Кажется, что обошлось без последствий? Все равно стоит на днях сходить к врачу. При легком сотрясении мозга особо волноваться не стоит, все симптомы пройдут через несколько дней.

Однако надо соблюдать постельный режим, избегать приема анальгетиков и выполнять другие рекомендации врача.

Что случилось

Ткани травмированы воздействием высоких температур или химических веществ.

Как помочь

К обработке ожога следует подходить с особой осторожностью. В первую очередь необходимо определить площадь поврежденной поверхности. Самый простой способ – «метод ладошки»: площадь ладони берется за 1%. Если обожжено больше, немедленно вызывать скорую.

По приезду врача будет ясно, нужна ли госпитализация. Самостоятельно обрабатывать крупный ожог нельзя, можно лишь охладить водой.

Если ожог составляет меньше пяти процентов, нет волдырей, то надо подставить поврежденную часть тела под струю холодной воды – это уменьшит боль, аккуратно освободить ребенка от одежды, затем нанести гель от ожогов типа пантенол.

Ни в коем случае нельзя накладывать на ожог мазевые повязки. Мазь или масло создают под бинтом «эффект термостата», в результате чего получается перегрев тканей и ожог может углубиться. В ближайшее время целесообразно показать ребенка врачу.

Что случилось

В кожу впился острый посторонний предмет.

Как помочь

Обычно с проблемой удается справиться своими силами. Крепко сдавите кожу вокруг занозы, чтобы обескровить больное место. Ухватите видимый конец занозы острым пинцетом и медленно извлеките ее. Вытаскивайте занозу под тем же углом, под которым она вошла в тело, постарайтесь захватить ее с первого раза, поскольку при движении возможно разделение на трудноудалимые фрагменты.

Затем продезинфицируйте ранку и заклейте ее пластырем. Если предмет, от которого была “получена” заноза, вызывает опасения (грязный, ржавый и т.д.), обязательно переговорите с доктором: возможно, следует сделать прививку от столбняка.

Если заноза обломилась, если она находится рядом с глазом или артерией, если место травмы становится отекшим и начинает кровоточить, надо побыстрее обратиться в травмпункт.

Что случилось

Нарушена целостность кости.

Как помочь

Отличить перелом от вывиха или подвывиха может только специалист. Клинические проявления таких травм схожи – ребенок перестает двигать рукой, любое прикосновение к травмированному месту вызывает резкую боль.

Медики «скорой» сразу везут ребенка в больницу, где можно сделать рентген. В зависимости от характера травмы, врач вправляет сустав или делает перевязку, после чего отправляет больного домой – кость постепенно срастается.

Если выявлен тяжелый перелом, малыша госпитализируют для более серьезного лечения в стационаре.

Так что первая помощь родителей заключается в обеспечении неподвижности поврежденной кости и скорейшей доставке в травмпункт. Фиксация (или иммобилизация) нужна для того, чтобы предупредить смещение отломков, снизить вероятность ранения костью мышц, сосудов, уменьшить опасность болевого шока.

Достигается наложением шин из любого подсобного материала (палка, прутья, доски, лыжи, картон, пучки соломы и т.д.). Наложение шины надо производить осторожно, чтобы не причинить больному боль и не допустить смещения отломков. Ни в коем случае нельзя пытаться исправить положение поврежденной кости.

Важно, чтобы шина накладывалась не менее чем на два сустава (выше и ниже места перелома). Под нее обязательно помещают вату, марлю, мягкую ткань.

 КАК УМЕНЬШИТЬ ВЕРОЯТНОСТЬ ТРАВМ
  • Научите детей не пренебрегать специальными защитными приспособлениями – шлемами, наколенниками и прочими полезными штуками. 
  • Расскажите детям об опасностях, связанных с огнем, обучите правильно пользоваться электроприборами, храните спички и зажигалки в запирающихся шкафах. 
  • Тренируйте своих чад. Чтобы уменьшить вероятность травм, полезно как можно раньше установить в детской комнате спорткомплекс и обучить ребенка правильным захватам и приемам. 
  • Научите технике падения. Например, падая вперед, надо повернуть таз и ноги в воздухе так, чтобы соприкосновение с поверхностью приходилось на всю наружную поверхность бедра. При падении назад важно повернуть тело в воздухе таким образом, чтобы при приземлении удар распределился на всю поверхность одной ягодицы и бедра, а также согнутой напряженной руки. 
  • Не паникуйте. Это ведь намного легче – оградить себя от лишнего беспокойства, чем справиться с ним, поверить в своего ребенка и таким образом укрепить его собственную уверенность в своих силах. 
  • Не запугивайте. Необоснованные меры безопасности («не влезай – убьет») могут усилить робость и неуверенность, что помешает ребенку правильно реагировать в опасной ситуации. 
  • Важно обучить малыша правильному поведению в опасной ситуации. Реагировать правильно в опасной ситуации дети могут, только вспоминая четкую информацию, а не опасения своих родителей! Например, разработайте вместе с ребенком «план эвакуации при пожаре», алгоритм перехода улицы, введите непреложные правила для спортивных игр. 
  • Информируйте своих детей о том, по каким телефонам надо звонить, чтобы мгновенно попросить о помощи.

Источник: https://1roditeli.ru/doctor/652/

Терапевт Лебедев
Добавить комментарий