Особенности диагностики и лечения переломов у детей

Политравма / polytrauma

Особенности диагностики и лечения переломов у детей

Шерман С.В., Агаларян А.Х., Галятина Е.А., Гаврилов А.В., Гусева Г.Н.

Государственное автономное учреждение здравоохранения Кемеровской области «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров»,
г. Ленинск-Кузнецкий, Россия 

ОСОБЕННОСТИ ХИРУРГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ РАЗРЫВА МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ У ДЕТЕЙ С ПОЛИТРАВМОЙ 

Цель – представить особенности диагностики и хирургического лечения девочки с множественными переломами таза, разрывом мочевого пузыря и влагалища.
Материалы и методы
. Показаны результаты лечения ребенка с клиническим диагнозом «Политравма. Закрытое повреждение органов брюшной полости: комбинированный разрыв мочевого пузыря.

Разрыв левой боковой стенки влагалища. Разрыв брыжейки сигмовидной кишки, разрыв серозной оболочки ректо-сигмоидного отдела ободочной кишки. Разрыв левого яичника. Скелетная травма: закрытый нестабильный перелом верхней и нижней ветвей лонной кости с обеих сторон, седалищной кости справа, разрыв крестцово-подвздошного сочленения справа.

Черепно-мозговая травма: Сотрясение головного мозга. Травматический шок 3 ст.».
В первые сутки была выполнена лапаротомия, ушивание разрыва мочевого пузыря, ушивание разрыва левого яичника, разрыва брыжейки сигмовидной кишки, ревизия забрюшинной гематомы. Ушивание разрыва влагалища. Остеосинтез костей таза аппаратом внешней фиксации.

Через 2 недели после поступления, уменьшилось количество мочи по катетеру из мочевого пузыря, отмечалось отхождение мочи из влагалища. Выполнена операция цистотомия, ревизия, трансвагинальное ушивание повреждения мочевого пузыря, санация, дренирование паравезикального пространства по Буяльскому – Мак-Уортеру.

Приведены результаты рентгенологических методов обследования тазового кольца, цистографии.
Результаты.
Ребенок находился на лечении в отделении реанимации и интенсивной терапии в течение 25 дней и в течение 11 дней в отделении ортопедии и травматологии. Общий срок стационарного лечения 36 койко-дней.

На момент выписки сохранялось выделение мочи из пузырно-влагалищного свища. Выписана в удовлетворительном состоянии.
Заключение.
Таким образом, политравма с множественными переломами костей таза может сопровождаться разрывом мочевого пузыря. Это необходимо учитывать при первоначальной диагностике всех видов повреждений у пациентов.

Разрыв мочевого пузыря у девочек является крайне редкой патологией. Необходимо учитывать, что пациентки с множественными переломами костей таза, разрывом влагалища имеют максимальный риск травм мочевого пузыря и уретры.

Локализация разрыва в области шейки мочевого пузыря вызывает дополнительные затруднения для диагностики и хирургического лечения, что может привести к повторным операциям в различные сроки после травмы и тем самым к увеличению периода стационарного лечения до выздоровления.

В связи с этим алгоритм мероприятий при политравме с множественными переломами костей таза и подозрением на травму мочевого пузыря и/или уретры должен включать проведение УЗИ, цистографии, цистоскопии, МСКТ, что позволит целенаправленно выявлять повреждения мочевого пузыря.

Результат лечения разрыва мочевого пузыря у детей зависит от тяжести повреждения структур таза, тазовых органов. Одно из послеоперационных осложнений при травме мочевого пузыря у девочек – это развитие пузырно-влагалищного мочевого свища. Оперативное лечение такой патологии является сложной хирургической задачей.
Ключевые слова:
политравма; разрыв мочевого пузыря и влагалища у девочки; множественные переломы таза 

Автомобильные аварии – наиболее распространенная причина разрыва мочевого пузыря, отмечаемая в 90 % наблюдений [1]. У детей автокатастрофы являются причиной таких повреждений в 97 % наблюдений [1].

Во время автомобильных аварий травматическая сила распространяется на мочевой пузырь через ремень безопасности; повреждения обычно происходят у пациентов с наполненным мочевым пузырем. Степень наполнения мочевого пузыря определяет его форму и подверженность травме.

Наполненный мочевой пузырь может быть поврежден слабым ударом, тогда как пустой мочевой пузырь значительно меньше подвержен травме [1, 2].
Диагностика и лечение повреждений мочевого пузыря – одна из сложных проблем неотложной хирургии.

Среди абдоминальных повреждений, требующих осуществления хирургического лечения, травмы мочевого пузыря составляют 2 % [1]. Повреждения органов мочевыделительной системы у детей встречаются чаще, чем у взрослых, поскольку анатомические структуры, их окружающие, не так выражены и, соответственно, в меньшей степени выполняют защитную функцию [2].

Травмы мочевого пузыря и/или уретры на фоне переломов костей таза у детей связаны с высоким риском осложнений. Такие травмы у девочек наблюдаются с гораздо меньшей вероятностью, их часто пропускают в отделениях неотложной помощи. Травмы мочевого пузыря и/или уретры выявляются у 3 % девочек с переломами костей таза.

Факторами риска являются разрыв тазового кольца, разрыв влагалища, множественные переломы костей таза , повреждения крестцового отдела позвоночника [3].
Наиболее распространенными симптомами среди пациентов с серьезными повреждениями мочевого пузыря является макрогематурия (82 % случаев) и ощущение боли при пальпации живота (63 %) [2].

К другим симптомам относят невозможность осуществлять самостоятельное мочеиспускание, наличие гематомы в надлобковой области.
Ведущая роль в диагностике разрывов мочевого пузыря принадлежит рентгенологическим методам: цистографии, компьютерной томографии –точность достигает 85-100 % [1, 2], ангиографии, УЗИ, цистоскопии.

Первоначальной задачей в лечении больных с повреждениями мочевого пузыря является стабилизация состояния пациента и компенсация сочетанных, угрожающих жизни травм.
При травме мочевого пузыря лечебная тактика определяется характером и анатомической локализацией повреждения по отношению к брюшине.

По механизму развития травмы различают закрытые или открытые повреждения [4, 5]. По анатомическому расположению повреждения относительно к брюшине выделяют внутрибрюшинные, внебрюшинные и комбинированные [4]. Все внутрибрюшинные и комбинированные повреждения независимо от того, открытые они или закрытые, на сегодняшний день лечатся только хирургическим методом. А при внебрюшинных травмах мочевого пузыря применяется как хирургическое, так и консервативное лечение [6, 7].
Цель –

Источник: http://poly-trauma.ru/index.php/pt/article/view/67/195

сайт ДВГМУ

Особенности диагностики и лечения переломов у детей

Вопросы к зачету

Вопросы к зачету для: Клиническая интернатура (Педиатрия) – Детская хирургия

     Деонтология в детской хирургии. Взаимоотношения врач-больной ребенок, врач – родители.        Особенности хирургии детского возраста. Анатомо- физиологические особенности детей раннего возраста позиции детского хирурга.       Детский травматизм, как социальная проблема. Организация травматологической помощи в России. Классификация травматизма.       Профилактика детского травматизма.       Особенности переломов костей у детей. Типичные переломы, клиника переломов. Диагностика. Принципы консервативного и хирургического лечения. Значение реабилитационной терапии при травматических повреждениях у детей       Особенности переломов костей у детей. Типичные переломы, клиника, диагностика. Последствия переломов костей у детей.       Переломы костей предплечья у детей. Классификация. Механизм травмы. Клиническая картина. Диагностика. Методы лечения. Сроки консолидации. Осложнения.       Переломы нижнего конца плечевой кости у детей. Классификация. Клиника, диагностика, лечение. Ранние и поздние осложнения.       Термические ожоги. Классификация. Патофизиология. Диагностика. Неотложная помощь и терапия. Осложнения. Профилактика осложнений       Ожоги у детей: классификация. Медицинская помощь при первичном поступлении в стационар.       Переломы ключицы у детей. Клиника, диагностика. Методы лечения и примерные сроки консолидации переломов ключицы у детей разных возрастов.       Переломы дистальных отделов костей предплечья. Механизм травмы. Клиническая картина. Диагностика. Методы лечения. Cpoки консолидации. Вероятные осложнения.       Переломы проксимального конца плечевой кости. Классификация, клиника, диагностика, лечение.   Переломы таза у детей. Классификация, клинические особенности течения переломов таза. Повреждения внутренних органов при переломах таза – клиника и диагностика.       Переломы бедренной кости у детей. Виды повреждений. Механизм травмы. Правила транспортной иммобилизации. Методы лечения. Показания к оперативному лечению.       Компрессионные переломы позвоночника. Классификация. Клиника, диагностика. Лечение .       Отморожение. Классификация. Патофизиология отморожения и принципы оказания неотложной помощи при первичном обращении.       Родовые повреждения у новорожденных. Классификация. Клиника повреждений внутренних органов. Диагностика. Лечение.       Родовые повреждения у детей. Классификация. Клиническая характеристика и дифференциальная диагностика родовых повреждений головы       Острый аппендицит у детей раннего возраста. Особенности клинической картины и диагностики.        Острый аппендицит у детей. Клинические особенности острого аппендицита у детей раннего возраста. Дифференциальная диагностика. Лечение.       Осложнения острого аппендицита у детей. Клиника. Современные методы диагностики. Показания к оперативному лечению       Острый аппендицит у детей. Особенности клинической картины у детей младшего возраста. Дополнительные методы диагностики        Осложнения острого аппендицита у детей. Клиника осложнений, диагностика и тактика лечения.       Перитониты у детей. Классификация. Патогенез. Клиника. Диагностика. Лечение       Дивертикул подвздошной кишки (дивертикул Меккеля). Классификация. Осложнения, диагностика, лечебная тактика.       Инородные тела пищевода у детей. Клиническая картина. Диагностика. Лечение. Осложнения.        Инородные тела желудочно-кишечного тракта у детей. Клиническая картина, осложнения. Методы диагностики. Тактика врача хирурга.        Ущемленная паховая грыжа. Клиническая картина, осложнения. Диагностика. Тактика врача при ущемленной паховой грыже. Показания к оперативному лечению.       Кровотечения из пищеварительного тракта у детей. Причины, дифференциально-диагностический алгоритм.       Аномалии облитерации желточного протока: анатомические варианты, клиническая картина, методы лечения.   Аномалии облитерации желточного протока и урахуса. Клинические варианты, осложнения.       Аномалии облитерации желточного и мочевого протоков. Клинические варианты, дифференциальная диагностика, лечение.       Аноректальные аномалии. Классификация. Дифференциально-диагностический алгоритм аноректальных атрезий. Лечение.        Киста общего желчного протока. Клиническая картина, диагностика, критерии диагноза и лечение.       Атрезия пищевода. Классификация, клиническая картина, диагностика. Тактика при выявлении атрезии пищевода.        Пороки развития легких (долевая эмфизема, гипоплазия, врожденные кисты). Клиника, диагностика. Лечение.       Свищи пупка. Этиология, методы дифференциальной диагностики и лечение.       Спаечная кишечная непроходимость у детей. Этиология, классификация, клиническая картина, диагностика и лечение.        Врожденная кишечная непроходимость. Классификация. Клиническая картина. Дифференциальная диагностика высокой и низкой врожденной кишечной непроходимости. Методы обследования новорожденных с подозрением на врожденную кишечную непроходимость. Дифференциальная диагностика. Принципы лечения       Врожденная непроходимость кишечника. Классификация. Клиническая картина высокой непроходимости у новорожденных. Диагностический алгоритм, лечение       Врожденный пилоростеноз. Этиология, патогенез, клиническая картина и диагностика. Лечение.       Мекониевый илеус. Этипатогенез. Клиника. Диагностика. Лечение.       Высокая врожденная непроходимость. Этиология и клиническая картина.        Приобретенная кишечная непроходимость у детей. Классификация. Клиника инвагинации и диагностические признаки.        Инвагинация кишечника у детей. Этиология, клиническая картина, диагностика и лечение.       Аномалии вагинального отростка брюшины у детей. Дифференциальная диагностика клинических форм аномалий вагинального отростка брюшины       Ущемленная паховая грыжа. Клиническая картина. Диагностические критерии ущемленной паховой грыжи Показания к оперативному лечению. Осложнения ущемленной паховой грыжи.       Водянка оболочек яичка, киста семенного канатика. Клиника, дифференциальная диагностика. Сроки и методы лечения       Пупочная грыжа. Клиника. Диагностика. Хирургическое лечение – показания к хирургическому лечению       Эмбриональная грыжа (омфалоцеле), клиническая картина, диагностика, осложнения и лечение       Гастрошизис, клиника, диагностика, осложнения, лечение.       Болезнь Гиршпрунга (врожденный аганглиоз кишечника). Классификация, клиническая характеристика клинических форм болезни Гиршпрунга.       Атрезия пищевода у детей. Клиника. Методы диагностики. Тактика врача- педиатра (неонатолога). Лечение.       Атрезия пищевода. Классификация, клиническая картина, диагностика. Тактика при выявлении атрезии пищевода.       Диафрагмальные грыжи у детей. Классификация. Клиническая картина, диагностика и лечение       Пороки развития и хирургические заболевания новорожденных,       сопровождающихся острой дыхательной недостаточностью. Клиника,       диагностика. Хирургическое лечение       Омфалит. Этиология, клиника, диагностика. Особенности клиники и лечения омфалитов у новорожденных.       Химические ожоги пищевода у детей. Классификация. Клиника. Диагностика. Лечение.   3акрытая травма селезенки у детей. механизм травмы, клиническая картина и методы диагностики. Тактика врача детского хирурга при закрытой травме селезенки       Закрытое повреждение 12-перстной кишки у детей. Механизм повреждения, особенности клинической картины и диагностики.       Закрытые повреждения паренхиматозных органов брюшной полости у детей- клиническая картина, дифференциальная диагностика       Повреждения мочевого пузыря и уретры при переломах таза у детей. Клиническая картина, дифференциальная диагностика. Лечение.       Кровотечения пищеварительного тракта у детей. Классификация. Кровотечение из нижнего отдела пищеварительного тракта. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение       Острый гематогенный остеомиелит у детей. Этиология, патогенез, клиническая картина у детей раннего возраста. Современные методы инструментальной диагностики и принципы лечения.       Острый гематогенный остеомиелит у детей школьного возраста. Клиника. Современные методы диагностики и лечения.       Острый гематогенный остеомиелит. Этиология и особенности патогенеза у детей. Классификация, клиническая картина форм острого гематогенного остеомиелита у детей, диагностика и принципы лечения.       Атипичные формы остеомиелита у детей. Клиническая картина. Дифференциальная диагностика. Лечение.       Хронический остеомиелит у детей. Критерии диагноза “хронический остеомиелит”. Принципы лечения.        Метаэпифизарный остеомиелит у новорожденных. Клиника. Особенности течения и лечения.       Гнойные хирургические заболевания у детей первого года жизни. Омфалит и фунгус пупка. Клиника, диагностика, лечение.       Флегмона новорожденных. Этиопатогенез. Клиническая картина. Дифференциальная диагностика. Лечение.       Парапроктиты у детей. Классификация, клиническая картина, диагностика. Лечение.       Лимфадениты, лимфангоиты у детей. Этиопатогенез. Клинические особенности у детей. Диагностика. Принципы и методы лечения.       Гнойные заболевания мягких тканей у детей. Фурункулез, этиология, клиническая картина, методы лечения       Гнойно-деструктивные пневмония у детей. Классификация. Клиническая картина.       Сосудистые мальформации у детей: синдром Клиппеля Треноне и синдром Паркса Вебера. Клиническая картина, диагностика       Гемангиомы у детей. Классификация. Клиническая картина, осложнения. Методы лечения.       Инородные тела дыхательных путей у детей. Клиническая картина, диагностика и лечение       Фимоз и парафимоз. Этиопатогенез. Клиника. Диагностика. Лечение.       Баланопостит. Причины, клиническая картина, диагностика, лечение.        Крипторхизм и эктопия яичек у детей. Классификация, сроки хирургического лечения.        Синдром “отечной” мошонки. Причины. Дифференциально-диагностический ряд . Лечение       Синдром “отечной” мошонки. Клиническая картина, дифференциально-диагностический ряд. Показания к консервативному и хирургическому лечению.       Синдром “отечной” мошонки. Причины. Дифференциально-диагностический ряд. Лечение       Остеохондропатии. Стадии заболевания на примере болезни Осгуд-Шляттера (остеохонропатия бугристости большеберцовой кости). Клиника. Методы диагностики. Принципы лечения, показания к оперативному лечению.       Остеохондропатии у детей. Болезнь Легга-Кальве-Пертеса (головки бедренной кости). Клиника. Диагностика. Лечение.       Врожденная мышечная кривошея. Клиника, диагностика. Современные методы лечения и сроки хирургического лечения       Врожденный вывих бедра. Этиология, система раннего выявления, ранние диагностические признаки. Лечение.        Врожденная косолапость. Классификация, клиническая картина. Критерии диагноза. Принципы консервативного лечения. Показания и сроки хирургического лечения.       Врожденный вывих бедра. Клиническая картина и диагностика врожденного вывиха бедра у новорожденных и грудных детей. Консервативное лечение.       Воронкообразная деформация грудной клетки. Классификация. Клиника и лечение       Сколиозы у детей. Классификация, клиническая картина.       Осанка человека – определение. Виды осанки, нарушения осанки у детей 

… … … … … … … … … … … . .. . .. …. …. …. …. …. …. …. …. .

 
 

Раздел кафедры обновлен 22.01.2019

Источник: http://www.fesmu.ru/kaf/k13/Z13k311.shtml

Диагностика и лечение остеопороза при переломах верхних конечностей у детей

Особенности диагностики и лечения переломов у детей

Недостаточная диагностика метаболических нарушений кости у детей, сопровождается патологическими изменениями со стороны растущего скелета. Продолжающееся увеличение количества переломов опорно-двигательного аппарата у детей свидетельствует о имеющейся проблеме по диагностике и профилактике остеопороза [1,2].

Резко возрос уровень заболеваемости дистрофической патологией опорно-двигательного аппарата, ранним остеохондрозом, увеличилась частота переломов костей, вызванных минимальной травмой и увеличением сроков консолидации в 2–2,5 раза [3].

У 70 % детского населения отмечается замедление скорости созревания скелета, что сказывается на низких показателях минеральной плотности костной ткани [4]. В периоды роста, возникает увеличение костной массы и плотности костной ткани равномерно в центральных и периферических отделах скелета.

В литературных источниках мы не нашли исследований, проведенных в детском возрасте на предмет остеопороза при переломах костей, в частности верхних конечностей.

Настоящая работа основана на анализе лечения 40 детей с переломами верхних конечностей, поступивших в клинику Ташкентского педиатрического медицинского института за период 2011–2014 гг.

Переломы верхних конечностей чаще наблюдались у мальчиков (70 %). Большинство поступивших были в возрасте от 7 до 11 лет — 16 (40 %), т. е.

в том возрасте, когда дети приобретают относительную самостоятельность в поступках, но еще не всегда могут предвидеть их последствия.

Причиной возникновения переломов верхних конечностей преимущественно была уличная травма — 18 (45 %), на втором месте бытовая травма — 14 (34 %), 8 (21 %) — другие виды травм. Частота переломов верхних конечностей по локализации, была неоднородной.

Все больные требовали госпитализации в травматологическое отделение, так как переломы сопровождались различными видами смещений от поперечного в метафизарных отделах до косых в диафизарных.

Проведенный детальный анализ встречаемости переломов выявил в 30 % случаев повторные переломы одной и той же кости и у 20 % повторные переломы других сегментов верхних конечностей.

При оценке показателей величины минеральной плотности костной массы (МПКТ) у детей и определении факторов, влияющих на формирование пика костной массы, наибольшее значение имели: рост, масса тела, окружность груди, физическая нагрузка, а у девочек еще и возраст начала менструации.

Определяли обстоятельства, при которых ребенок получил травму верхней конечности, вид травмы, механизм травмы. Собирая анамнез, уточняли наличие в анамнезе ранее переломы других сегментов конечностей. Уточнялась материальная обеспеченность родителей и обеспеченность ребенка полноценным питанием.

При сборе анамнеза, выделена 1 группа риска (15 %), которая имела непосредственное отношение к снижению минеральной плотности костной ткани (многодетные семьи, низкий семейный достаток, частые простуды, плохой аппетит, частые переломы). Осмотр ребенка предусматривал выявление хронических болезней с акцентом на эндокринную патологию.

Осмотр проводился в чадящем режиме свободных от иммобилизации кожных покровов и одежды. В целом определялась конституция ребенка, развитость подкожно-жировой клетчатки, цвет слизистых и кожных покровов. Наличие и (или) увеличение лимфоузлов, говорящих о частых простудах, осмотр ротовой полости на наличие кариеса, аденоидов и т. д.

На этом этапе была выявлена 2 группа риска (18 %), часто болеющих детей. У значительной части больных отмечалось отставание физического развития от сверстников. По данным антропометрических показателей физического развития, выделена 3 группа риска, указывающая на отставание физического развития данной группы больных (30 %).

Рентгенографическое исследование проводилось всем пациентам 40 (120 исследования) по общепринятой методике в двух проекциях поврежденной области (фас и профиль), контрольная рентгенограмма области повреждения при поступлении, сразу после репозиции и контрольная, через пять дней.

Стандартная рентгенография позволяла довольно надежно распознать остеопороз и оценить его выраженность в диафизах костей верхних конечностей на основе такого объективного симптома, как истончение кортикального слоя (индекса Нордина-Барнета) — соотношения между диаметром кости и толщиной кортикальной ее части.

При уменьшении толщины кортикального слоя более 3мм, мы брали детей в 4 группу риска — 15 %. Дополнительным инструментальным методом исследованием при переломах верхних конечности для уточнения наличия остеопении и остеопороза нами применялся метод денситометрии 11больных (22 %) — 5 группа риска.

Исследования проводили в дистальном отделе лучевой кости не доминирующей верхней конечности. Исследование костной прочности проводили в соответствии с требованиями инструкции, прилагаемой к прибору. У детей применяли специальный датчик и педиатрическую программу.

Границами для нормы (Z-критерий) считались значения, отклоняющиеся от нормального среднего менее чем на — 1SD. Значения, отклоняющиеся более чем на -1SD, но менее чем на –2,5SD, расценивались как снижение минеральной плотности, более чем на –2,5SD — как остеопороз. Денситометрические показатели костного минерала (BMC) при остеопорозе показали его снижение в 2,3 раза по-сравнению с нормой и поверхностной минеральной костной плотности (BMD) в 1,3 раза в исследуемой группе больных.

По локализации переломы больные были разделены (по классификации АО) на группу с околосуставными (диафизарными) переломами — 17 больных и группу с внутрисуставными (В/С) — 23 больных. Переломы ключицы у детей встретились у 4 больных (10 %), переломы проксимального отдела плечевой кости — 2 больных (5 %).

Переломы диафиза плечевой кости — 4 больных (10 %), которые по линии излома носили поперечный (3) и косой характер(1). Дистальный отдел плечевой кости был представлен 6 больными (15 %), у которых наблюдались надмыщелковые (2) и чрезмыщелковые переломы(4). Превалирующим видом смещения были разгибательные (экстензионные) — 5 больных, у 1 — сгибательный (флексионный).

Переломы проксимального отдела костей предплечья наблюдались у 3 больных (7 %) с локализацией перелома в области головки или шейки лучевой кости, со смещением. Диафизарные переломы обеих костей предплечья — 9 больных (22,5 %). Переломы дистального отдела предплечья — 12 больных (30 %).

Консервативный метод лечения с наложением иммобилизирующих гипсовых повязок применен у подавляющего числа пострадавших — 29, 1 больному наложен аппарат Илизарова, у 10 больных проведена открытая репозиция с металлоостеосинтезом.

Учитывая низкие показатели МПК в исследуемой группе больных, срок иммобилизации был продлен на 2 недели, назначен курс восстановительного лечения, включающий: ЛФК, физиотерапевтическое лечение (применение общего ультрафиолетового излучения в диапазоне длин волн 320–280 нм., магнитотерапию (ПМП) местно через «окошко»: ежедневно, длительностью от 10 до 30–40 мин.).

Для коррекции остеопенического синдрома у наших пациентов мы выбрали препарат Кальций-Д3 Никомед. Критериями эффективности лечения мы взяли степень выраженности биохимических показателей и денситометрические данные.

Нами были разработаны рекомендации по профилактике остеопенического синдрома у больных: употребление пищи с высоким содержанием кальция; раннее назначение профилактических доз препарата Кальций-Д3 Никомед. Использование препарата Кальций-Д3 Никомед для коррекции остеопенического синдрома у детей с является оправданным, так как получен терапевтический эффект, проявляющийся в ликвидации болевого синдрома, улучшения двигательной активности.

Таким образом, Кальций-Д3 Никомед может быть альтернативным средством профилактики лечения и остеопороза у детей различных возрастных групп, в том числе и при частых переломах костей верхних конечностей.

ВЫВОДЫ

1.                 Выделено 5 групп риска в зависимости от роста организма в динамике, нарушения процессов костеобразования у ребенка под действием преморбитных состояний и, как следствие повышенного риска развития остеопороза и переломов костей, в частности верхних конечностей.

2.                 Изучены рентгенологические показатели снижения костной массы при переломах верхних конечностей на основании уменьшения толщины кортикального слоя кости более, чем на 3 мм и денситометрических показателей костного минерала (BMC) при остеопорозе со снижением в 2,3 раза по-сравнению с нормой и поверхностной минеральной костной плотности (BMD) в 1,3 раза.

3.                 Примененное комплексное восстановительное лечение, включающее физические и медикаментозные методы стимуляции костеобразовательного процесса, для консолидации переломов костей верхних конечностей и профилактики повторных переломов костей у детей

Литература:

  1. ЗятицкаяА. Л. Проблема диагностики снижения костной прочности у детей // Бюллетень сибирской медицины. — 2009. –№ 2. — С. 76–84.
  2. Короткова Т. А. Характеристика костной ткани подростков по оценке показателей минерализации: Автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 2007. 20 с.
  3. Меркулов В. Н., Мининков Д. С., Морозов А. К. и др. Проблемы остеопороза, остеопении в детской травматологии // Вестн. травмат. и ортопедии им. Н. Н. Приорова. 2008. № 2. С. 24–28.
  4. Щеплягина Л. А., Моисеева Т. Ю., Коваленко М. В. и др. Остеопения у детей: диагностика, профилактика и коррекция: Пособие для врачей. М., 2005. 40 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/75/12867/

Особенности диагностики и лечения сочетанной травмы у детей [Электронный ресурс] Лукаш Юлия Валентиновна

Особенности диагностики и лечения переломов у детей

Введение к работе

Актуальность проблемы. Сочетанная и множественная травма является одним из важнейших разделов современной хирургии (Розинов В М и соавт., 1996, 2002, 2004, Соколов В.А., 2006) Несмотря на современные достижения медицины, общая летальность при политравме достигает 59,2% (Агаджанян В.В. 2003)

В структуре детской смертности на первое место среди причин смерти у детей старше одного года выходит травма, а при множественной и сочетанной травме у детей летальность составляет от 7,1 до 22% (Бондаренко А В , 2004, Розинов В М и соавт., 2004).

Наличие сочетанных повреждений вносит особенности в клиническое течение травмы – здесь проявляется синдром “взаимного отягощения” (Котельников Г.П , Чеснокова И Г., 2002, Соколов В.А.

, 2006) Большинство пострадавших с сочетанной травмой поступает в стационар в тяжелом и крайне тяжелом состоянии с явлениями травматического шока в 47,5-96% случаев (Цыбуляк Г.Н., 1995; Розинов В М и соавт., 2002).

Диагностика затруднена из-за преобладания “доминирующего” травматического очага, скрадывающего в острый период повреждения других систем органов

Сложен выбор рациональной хирургической тактики и последовательности лечебных мероприятий, затруднены возможности их комплексного проведения, что определяет длительность стационарного лечения, исход травмы (Ормантаев К С , 1984, Кузнечихин Е.П.

, 1999) Актуальными остаются вопросы, касающиеся сроков проведения и характера оперативного вмешательства В каждой конкретной ситуации врачу приходится решать сложную задачу, в которую входят, прежде всего, оценка тяжести состояния пострадавшего, степени и цены риска предполагаемых хирургических манипуляций, выбор наиболее эффективных и наименее травматичных методов иммобилизации (Анкин Л Н , Анкин Н.Л.,2002) Решение этих задач должно вести к снижению летальности и увеличению положительных результатов лечения (Грязнухин Э.Г., Кустов В М , 1998).

Таким образом, тяжелое состояние больных с сочетанной травмой опорно-двигательного аппарата, трудности диагностики, затруднения в выборе оптимального метода лечения, высокий процент инвалидизации и летальных исходов определяют актуальность проблемы, решение которой имеет как медицинское, так и социальное значение

Цель работы: улучшить результаты лечения больных с сочетанной травмой детского возраста путем разработки рациональной тактики лечения, выбора срока и объема травматологического пособия

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи'

  1. Изучить особенности детского травматизма и место сочетаннои травмы в его структуре на примере г. Ростова-на-Дону

  2. Оценить эффективность диагностики сочетаннои травмы у детей по сравнению с изолированной на догоспитальном этапе и в условиях многопрофильной больницы

  3. Проанализировать клиническое течение сочетаннои травмы, сопровождающейся повреждением опорно-двигательного аппарата у детей, дать характеристику преобладающих травматических очагов в остром периоде и смены их доминирования в процессе течения и на этапах лечения травматической болезни

  4. Провести сравнительную оценку диагностики и лечения моно- и полисочетанной травмы у детей, включающей черепно-мозговую травму и переломы костей скелета.

  5. Провести анализ состояния специализированного консультирования детей с сочетаннои травмой, находящихся на лечении во взрослом многопрофильном стационаре

  6. Разработать и внедрить алгоритм диагностики при сочетаннои травме опорно-двигательного аппарата у детей в соответствии с периодами травматической болезни

Научная новизна исследования

Впервые установлено, что детский травматизм обладает суточной периодичностью, а его волнообразная встречаемость зависит от возраста ребенка и причины сочетаннои травмы

Доказано, что сочетанная травма у детей – это качественно новая форма травматической болезни Наличие нескольких очагов повреждений у детей с сочетаннои травмой определяет низкий показатель диагностической эффективности (72,1%) на догоспитальном этапе, по сравнению с аналогичным показателем при изолированной травме (95%), за счет низкой диагностической чувствительности

Впервые отмечено, что у детей с нетяжелой сочетаннои травмой происходит смена доминирующего очага повреждения в более ранние сроки, чем при тяжелых повреждениях. Однако в обоих случаях последним очагом, требующим длительного лечения и реабилитации, остается травма опорно-двигательного аппарата, исключая случаи осложненного течения травмы головы и внутренних органов

Подтверждена необходимость лечения данной категории больных с позиций патогенеза травматической болезни, что обеспечивает возможность поэтапного лечения переломов и достижения стабильного остеосинтеза в необходимые сроки

Практическая значимость работы

Определена последовательность лечебно-диагностических мероприятий у детей с сочетанной травмой на этапе поступления в стационар

Доказана возможность снижения оперативной агрессии в отношении травмы груди и живота путем применения малоинвазивных методов (торакоскопия и лапароскопия)

Разработана тактика травматологического пособия при переломах костей конечностей у детей с сочетанной травмой в условиях взрослой многопрофильной больницы при обязательной консультативной помощи детских травматологов-ортопедов

Доказана необходимость выбора способа остеосинтеза переломов костей конечностей и сроков его исполнения в зависимости от тяжести состояния пострадавшего ребенка

Внедрение в практику результатов работы способствует своевременной диагностике, применению рациональной лечебной тактики с использованием современных методов лечения тяжелой политравмы у детей, что позволяет сократить количество осложнений и сроки лечения, уменьшить инвалидность, снизить летальность

Основные положения, выносимые на защиту

На защиту выносится научно – практическое решение задачи лечения детей с сочетанной травмой, включающей переломы костей скелета, путем внедрения в клиническую практику положений, разработанных в настоящей работе

В зависимости от тяжести и вида сочетанной травмы предлагается дифференцированная тактика лечения пострадавших детей, основанная на организации и последовательности лечебно-диагностических мероприятий с момента поступления пациента

эндохирургические вмешательства при сочетанной травме у детей позволяют уточнить диагноз, определить необходимый оперативный объем и в определенных случаях выполнить лечебную манипуляцию Данная тактика позволяет сократить количество ложноположительных показаний для выполнения экстренных торако- и лапаротомий.

Применение рационального подхода в лечении переломов костей конечностей позволяет получать хорошие функциональные результаты при сокращении сроков

стационарного лечения на 5-12 суток в зависимости от локализации повреждения опорно-двигательного аппарата

Апробация работы

Основные положения диссертации доложены на VI областной конференции ортопедов-травматологов Ростовской области (Ростов-на-Дону, 2002), научно-практической конференции «Многопрофильная больница проблемы и решения» (Ленинск-Кузнецкий, 2003), Всероссийской конференции ортопедов-травматологов «Актуальные вопросы детской травматологии и ортопедии» (Воронеж, 2004), Научно-практической конференции детских травматологов-ортопедов России (Саратов, 2005), VIII съезде травматологов-ортопедов России (Самара, 2006) Апробация диссертации состоялась на заседании кафедры детской хирургии и ортопедии РостГМУ. протокол №6 от «14» декабря 2006 года

Публикации

По теме диссертации опубликовано 10 печатных работ

Внедрение результатов работы в практику

Основные результаты работы внедрены в клиническую практику кафедры детской хирургии и ортопедии ГОУ ВПО Ростовского государственного медицинского университета, отделения сочетанной и множественной травмы МЛПУ ГБСМП №2 (г. Ростов-на-Дону), отделений детской хирургии и травматологии и ортопедии МЛПУ «Городская больница №20» (г Ростов-на-Дону).

Основные положения диссертации, опубликованные в печати и методических рекомендациях, используются при чтении лекций и проведении практических занятий со студентами лечебного и педиатрического факультетов ГОУ ВПО Ростовского государственного медицинского университета, на цикле «детская хирургия» ФПК и ППС РостГМУ

Объем и структура диссертации

Источник: http://www.dslib.net/detskaja-xirurgia/osobennosti-diagnostiki-i-lechenija-sochetannoj-travmy-u-detej-jelektronnyj-resurs.html

особенности переломов у детей

Особенности диагностики и лечения переломов у детей

Переломыкостей у детей

Удетей редко бывают переломы костей,несмотря на частые падения во времяподвижных игр, тем не менее, кроме обычныхпереломов, наблюдающихся у взрослых,возникают некоторые виды переломов,характерные только для детского возраста,что объясняется особенностямианатомического строения костной системыи её физиологическими свойствами удетей.

 Меньшаямасса тела и хорошо развитый покровмягких тканей ребёнка ослабляют силуудара при падении.

 Коститоньше, менее прочные, но более эластичные.Эластичность и гибкость обусловленыменьшим содержанием минеральных солейв костях.

 Надкостницаболее толстая и обильно кровоснабжается,что придаёт кости большую гибкость изащищает её при травме.

 Эпифизына концах трубчатых костей соединеныс метафизами широким эластичным ростковымхрящом, ослабляющим силу удара.

Типичныепереломы

 Надломыи переломы по типу зелёнойветки илиивовогопрута обусловленыгибкостью костей.

 Поднадкостничныепереломы чаще возникают при воздействиисилы вдоль продольной оси кости. Сломаннаякость покрыта неповреждённой надкостницей.

 Эпифизеолизыи остеоэпифизеолизы – травматическийотрыв и смещение эпифиза по отношениюк метафизу или с частью метафиза полинии росткового хряща до окончанияпроцесса окостенения. Эпифизеолизвозникает в результате прямого действиясилы на эпифиз.

Имеет значение местоприкрепления суставной капсулы ксуставным концам кости: эпифизеолизыи остеоэпифизеолизы возникают там, гдесуставная сумка прикрепляется кэпифизарному хрящу кости, например, налучезапястном и голеностопном суставах,дистальном эпифизе бедренной кости.

Вместах, где сумка прикрепляется кметафизу так, что ростковый хрящ покрытею и не служит местом её прикрепления(например, тазобедренный сустав),эпифизеолиза не бывает.

 Апофизеолиз- отрыв апофизапо линии росткового хряща. Пример:смещение внутреннего и наружногонадмыщелков плечевой кости. Особенностиклинической картины

 Принадломах отсутствуют симптомы, характерныедля полного перелома: движения ограниченны,патологическая подвижность отсутствует,контуры повреждённой конечности неизменяются, при пальпации – локальнаяболезненность. Диагностике помогаетрентгенологическое исследование.

 Впервые дни после травмы у детей наблюдаютповышение температуры до 37-38 °С, чтосвязано с всасыванием содержимогогематомы.

Диагностика

 Уноворождённых и детей грудного возрастаотсутствуют или слабо выражены ядраокостенения в эпифизах, поэтому затрудненарентгенологическая диагностикаподнадкостничных переломов, эпифизеолизаи остеоэпифизеолиза без смещения.

Смещение ядра окостенения по отношениюк диафизу кости удаётся выявить толькопри сравнении со здоровой конечностьюна рентгенограммах в двух проекциях.

Уболее старших детей остеоэпифизеолиздиагностируется легче: на рентгенограммахнаходят отрыв костного фрагментаметафиза трубчатой кости

 Умаленьких детей невозможность полногосбора анамнеза, хорошо выраженнаяподкожная клетчатка, затрудняющаяпальпацию, и отсутствие смещения отломковпри поднадкостничных переломах затрудняютраспознавание и приводят к диагностическимошибкам

 Припухлость,болезненность, нарушение функцииконечности, повышение температуры теланапоминают клиническую картинуостеомиелита. Для исключения переломанеобходимо рентгенологическоеисследование

 Частобывает необходимым более детальноеобследование с измерением абсолютнойи относительной длины конечностей,определением объёма движений в суставах.

Общиепринципы лечения

 Ведущийметод лечения – консервативный: применяютфиксирующую повязку, иммобилизациюпроводят гипсовой лонгетой в функциональновыгодном положении с охватом 2/3 окружностиконечности и фиксацией двух соседнихсуставов. Циркулярную гипсовую повязкупри свежих переломах не применяют, т.ксуществует опасность возникновениярасстройств кровообращения из-занарастающего отёка.

 Скелетноевытяжение применяют обычно у детейстарше 4-5 лет.

 Припереломах со смещением рекомендуютодномоментную закрытую репозицию ввозможно более ранние сроки послетравмы.

 Удетей младшего возраста при репозицииследует применять общее обезболивание.

 Удетей младше 7-8 лет допустимы смещенияпри диафизарных переломах по ширине на2/3 диаметра при правильной оси конечности.В процессе роста происходит самоисправлениетаких деформаций.

 Открытуюрепозицию производят с особойтщательностью, щадящим оперативнымдоступом, с минимальной травмати-зациеймягких тканей и костных фрагментов ичасто заканчивают простыми методамиостеосинтеза – спицы Киршнера,экстрамедуллярныйостеосинтез.

 Срокиконсолидации переломов у здоровых детейзначительно более короткие.

Источник: https://studfile.net/preview/4021587/

Терапевт Лебедев
Добавить комментарий