Массаж при врожденном вывихе бедра у детей

�������������� ������������ ������������������������ ����������������, ������������������������, ����������������������. ������������������������. ��������������. ���������������������� ��������������

Массаж при врожденном вывихе бедра у детей

Врождённый вывих бедра- тяжёлое и часто встречающееся заболевание опорно-двигательного аппарата, суть его состоит в неправильном взаиморасположении элементов тазобедренного сустава, в зависимости от степени смещения головки бедренной кости в вертлужной впадине различают вывих, подвывих или предвывих бедра.

Дисплазия тазобедренного сустава- это порок развития сустава, всех его элементов, считается одной из основных причин развития вывиха бедра.

Следует помнить, что у новорождённого формирование сустава ещё не завершено, поэтому крайне важна ранняя диагностика заболевания и максимально раннее начало лечения, в настоящее время ещё в роддоме каждого новорождённого осматривает специалист, тем не менее родителям следует знать некоторые, наиболее частые симптомы этой патологии.

Самый постоянный признак врождённого вывиха бедра (дисплазии тазобедренного сустава)- это ограничение пассивного отведения бёдер, ребёнок лежит на спине, согните его ноги в тазобедренных и коленных суставах под прямым углом и мягко разведите его бёдра в стороны, пассивное отведение ограничено со стороны поражения сустава.

Иногда, когда ребёнок не даёт отвести бёдра в положении на спине, легко определить ограничение движения в положении ребёнка на животе при сгибании ног, как при ползании.

Положив малыша на живот и выпрямив его ноги, внимательно оцените симметричность подъягодичных складок и складок на бёдрах, асимметрия складок на бёдрах и ягодицах- частый признак поражения тазобедренного сустава, в грубых случаях возможно укорочение ноги, наружный поворот (наружная ротация) бедра и симптом соскальзывания (щелчка) определяются реже.

Для подтверждения или исключения заболевания немедленно обратитесь к ортопеду, рентгеновское исследование позволит уточнить диагноз. Лечение начинается с первых дней жизни ребёнка, широко применяется функциональный метод, включающий лечение положением (с использованием различного рода шин, широкого пеленания), специальный массаж и приёмы лечебной гимнастики.

Лечение положением- шину накладывает врач-ортопед, родители должны строго выполнять его рекомендации, если лечения в шине не требуется, то применяется широкое пеленание: две пелёнки складывают несколько раз и прокладывают между ножек ребёнка, согнутых в тазобедренных и коленных суставах и отведённых в стороны на 60-80 градусов, в этом положении ноги ребёнка фиксируют третьей пелёнкой или штанишками, памперсами. Такое пеленание можно рекомендовать всем детям, так как в положении отведения ног создаются оптимальные условия для правильного развития тазобедренных суставов, широкое пеленание начинают применять ещё в роддоме и продолжают до трёх-четырёхмесячного возраста. Очень важно правильно держать ребёнка на руках, взрослый поддерживает ребёнка руками за спину, прижимая его к себе, ребёнок широко расставленными ножками обнимает туловище взрослого. Не рекомендуется положение ребёнка верхом на боку у взрослого, так как при этом положении туловище ребёнка асимметрично. Можно пользоваться рюкзаком (с жёсткой спинкой), но следует иметь в виду, что ежедневное длительное ношение ребёнка в таком положении нежелательно, так как это может привести к привычному порочному положению стоп. В положении ребёнка лёжа на животе стопы его должны быть вне матраца (свисать), эта поза является профилактикой напряжения приводящих мышц бедра.

Массаж и лечебная гимнастика проводятся на основе общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребёнка.

Особенности массажа- применяют более тщательный и дифференцированный массаж поясничной области (поглаживание и растирание), ягодиц (поглаживание, растирание, стимулирующие приёмы- пощипывание, поколачивание пальцами), области тазобедренного сустава (круговое поглаживание, растирание), массаж чередуется с упражнениями лечебной гимнастики.

В положении ребёнка на животе сделайте поглаживание и растирание задненаружных поверхностей ног, после чего поочерёдно отведите согнутые ноги малыша в стороны (как при ползании), фиксируя его таз, затем согните обе ножки, одновременно разводя колени в стороны.

В положении ребёнка на спине проводится массаж передненаружных поверхностей ног (поглаживание и растирание) в сочетании с приёмами расслабления приводящих мышц бедра, сгибание ног ребёнка в коленных и тазобедренных суставах и мягкое пластичное разведение бёдер, разводя бёдра, не следует допускать резких движений, чтобы не вызвать боли при рефлекторном сокращении приводящих мышц бедра и негативной реакции ребёнка на процедуру, поэтому для расслабления приводящих мышц бёдер делают точечный массаж (расслабляющий метод) с одновременным отведением ноги. Эффективен точечный массаж в области тазобедренного сустава, подушечкой указательного или среднего пальца мягко надавите в области тазобедренного сустава, затем отведите согнутую ногу ребёнка кнаружи, сочетая это движение с лёгким потряхиванием. Расслабление приводящих мышц бёдер ребёнка (перед их разведением) достигается также вибрационным массажем внутренних поверхностей бёдер, покачиванием таза ребёнка, лежащего на опоре, на весу. Очень полезны упражнения в тёплой воде, поддерживая ребёнка под грудь и живот, подведите его к стенке ванны, добиваясь сгибания ног. Вращение бедра по его оси внутрь проводится в положении ребёнка на спине, одной рукой зафиксируйте тазобедренный сустав, ладонью другой руки мягко обхватите колено ребёнка и, слегка надавливая на него, постепенно производите вращение бедра по его оси вовнутрь, этим упражнением достигается мягкое давление головки бедренной кости на суставную (вертлужную) впадину.

Временно, до разрешения ортопеда, нельзя делать упражнения в рефлекторной ходьбе, подтанцовывании, переводить ребёнка в положение на корточках, стоя, невыполнение этого условия приводит к ещё большим деформациям тазобедренного сустава.

Рефлекторная ходьба, подтанцовывание возможны во время купания, так как в воде тело ребёнка значительно легче и, следовательно, осевая нагрузка на тазобедренный сустав меньше. Для тренировки опорной функции стоп рекомендуются упражнения в положении ребёнка лёжа на животе и спине, на мяче, опору для стоп создают рукой или мячом.

Очень полезно упражнение ладушки стопами, которое должно стать любимой игрой вашего малыша. Приёмы лечебной гимнастики и массаж ног следует повторять при каждом пеленании по 10-15 раз, при лечении ребёнка в ортопедических шинах массаж и упражнения проводятся в объёме, допускаемом укладкой.

Примерное занятие при дисплазии тазобедренного сустава с ребёнком в возрасте от двух недель до трёх месяцев- исходное положение: ребёнок лежит на спине:

1. Общий поглаживающий массаж рук и ног.2. Поглаживание живота- исходное положение: Ребёнок лежит на животе.3. Выкладывание на живот с разведёнными ногами.4. Поглаживание спины.5. Массаж поясничной области.6. Массаж ягодичных мышц, области тазобедренных суставов.7.

Массаж задненаружной поверхности ног.8. Отведение согнутых ног в стороны (как при ползании).9. парение- исходное положение: ребёнок лежит на спине.10. Массаж передненаружной поверхности ног.11. Разведение согнутых ног.12. Вращение бедра вовнутрь.13. Массаж стоп.14.

Рефлекторные упражнения для стоп.

15. Упражнения на мяче.

Источник: https://galen.by/articles/35-lechebnaya-gimnastika-i-massazh-pri-vrozhdjonnom-vyvikhe-bedra-displazii-tazobedrennogo-sustava

Врожденный вывих бедра, дисплазия тазобедренного сустава

Массаж при врожденном вывихе бедра у детей

Основной признак врожденного вывиха бедра (дисплазии тазобедренного сустава) — это ограниче­ние пассивного отведения бедер. При возникновении подозрений о наличии заболевания Нужно немедлен­но обратиться к ортопеду.

Лечение положением

Врач-ортойед накладывает шину, а родители, в свою очередь, строго выполняют его рекоменда­ции.

Если в применении шин нет необходимости, томожно использовать широкое пеленание, кото­рое выполняется следующим образом: две пеленки Нужно сложить несколько раз и проложить их между ножек ребенка, согнутых в тазобедренных и коленных суставах и отведенных в стороны на 60-80 градусов. В таком положении ноги ребенка нужно зафиксировать третьей пеленкой или шта­нишками.

Носить малыша на руках нужно, поддерживая его одной рукой за спину, другой — под ягодицы. При этом ребенок должен своими широко расстав­ленными ножками как бы обнимать туловище взрос­лого.

Лечебный массаж и гимнастика

При врожденном вывихе бедра массаж выполняет­ся только с разрешения врача-ортопеда. Особенно это относится к комплексам массажа, которые включают в себя такие упражнения, как рефлекторная «ходь­ба», «подтанцовывание» , приседание. При Течении ребенка с применением ортопедических щин массаж ■ упражнения необходимо проводить в объеме, До­пускаемом укладкой.

Массаж нужно делать в положении малыша на ОПИне (обхватывая весь сустав). Но можно положить ВД спину и массировать переднюю поверхность бедер (ряс.105), а лежа на животе заднюю поверхность(ряс.106).

Начинать следует с поглаживания: руки плотно прилагаютк телу в области тазобедренного Сустава, ДПление не должно быть сильным, руки не смещаютМОЖу,а скользят по ней (рис. 107, 108, 109).

Делают спиральные движения большим и ука- вльным пальцами или всей ладонью (рис. 110, 111). Исключают внутреннюю поверхность бедер (около половых органов). Продолжительность пог- лажияания 3 6 минут, затем следует растирание.

Даалиние сильнее, чем при поглаживании, проис- Кадит ив онольжеяие, асмещение кожи. На пора-таимых суотавахрастирание дает хороший эффект.1го лучшеделать подушечками пальцев, нроникаяГлубоко вмышцы.

Растирание можно делать такой Же техникой, что и поглаживание. Продолжитель-loe 10 минут.

Такжеполезно делать растирание поясничной¥|власти(рис. 112, 113, 114), ягодиц (рис. 115, 116)|| массажстопы для улучшения циркуляции крови(рме.117, 118, 119).

Гимнастику делают 2-3 раза в деть, каждое уп- ражиениепо 10-15 раз. Хороший эффект дают сле­дующиеупражнения (делаются в положении pie6eHKa лежана спине).,

«Велосипед» — согнуть ноги в коленях и тазобед­ренныхсуставах и имитировать езду на велосипеде(рио. 120);

Рис. 109

Сгибание-разгибаниеног вместе (рис. 121) и но очереди (рис.122) (одна нога согнута в колене, дру­гаяпрямая — и так чередуем ноги);

Рис.119 Рис.120

Согнуть однуногу в коленке и тазобедренном суставе.Одной рукой зафиксировать тазобедренныйсустав, другой рукой обхватить коленоребенка и, слегка надавливая на него,выполнить вращение бодра внутрь (рис.123).

Разводя бедра, нужно не допускать резких дви­жений, чтобы ребенку не было больно и не вызывало негативной реакции на процедуру.

Чтобы расслабить приводящие мышцы бедер, мож­но сделать точечный массаж с одновременным отведе­нием ноги: подушечкой указательного или среднего пальца нужно мяпсо надавить в области тазобедренного сустава, затем отвести согнутую ногу малыша наружу, сочетая это движение с легким потряхиванием. i Можно прибегнуть к помощи вибрационного мас­сажа внутренних поверхностей бедер: покачивание таза ребенка, лежащего на опоре, на весу.

Полезны упражнения в теплой воде: поддержи- ' вая малыша под грудь н живот, необходимо подво­дить его к стенке ванны, добиваясь сгибания ног. При плавании ребенка На животе можно проводить укрепляющий массаж ягодичных мышц, воздействуя наточки, расположенные посередине подъягодичных складок.

* •

Заболевания и повреждения ЦНС

Нарушения функций центральной нервной сис­темы — одна из самых распространенных патологий раннего детского возраста. Чтобы своевременно обна­ружить отклонения в развитии психических и дви­гательных навыков ребенка, необходимо постоянно внимательно наблюдать за ним.

3-4 месяца

Полностью раздетого малыша положить на живот. Здоровый малыш способен в течение нескольких

минут удерживать голову и свободно поворачивать ее в стороны. При этом он должен опираться на предплечья, вынесенные вперед. Грудь слегка при- * поднята над поверхностью стола. Живот и таз плотно прижаты к столу. Бедра слегка разведены, голени приподняты. Туловище — прямое.

После этого нуж­но выпрямить ноги ребенка, свести их и проверить, симметричны ли ягодичные и подколенные складки. Также в этом возрасте ребенок должен свободно по­ворачивать голову в обе стороны. Сгибание коленного сустава должно происходить лето без отрыва таза от поверхности стола.

Если положение туловища н го­ловы асимметрично, нужно немедленно обратиться Кпедиатру или невропатологу.

6-7 месяцев

Здоровый ребенок лежа на животе опирается На вытянутые руки, кисть хорошо раскрыта. Грудь при­поднята над поверхностью стола. Живот итаз прижа­ты к столу. Ноги раздвинуты, коЛеНи согнуты, голени легко поднимаются. Голова свободно поворачивается во все стороны.

Визуально позвоночник занимает сре­динное положение, не отклоняясь ни вправо, ни вле­во. Лежа на спине, ребенок играет со своими руками Н ногами, при этом Движения его целенаправленные и согласованные. Малыш пытается самостоятельно поворачиваться со спины на живот.

9-10 месяцев

Малыш начинает ползать на четвереньках вперед ' иназад, может переносить свой вес с рук на ноги, са­мостоятельно садиться. Когда он сидит, сцина долж­набыть прямая.

Ребенок пытается стоять, держасьваопору, и переступать ногами.

Нужно следить за■том, чтобы в положении стоя его стопы располага­лись параллельно Друг другу и всей поверхностью подошвы соприкасались е поверхностью опоры.

Важным Этапом ифрйтнаш Неррной снсгвиы являются первые 2-3 года жизНН ребенка. В это время очень интенсивно формируются двигатель­ные навыки, основы психической деятельности. У большинства детей с заболеваниями центральной или периферической Нервной системы нарушают­ся функции движения и трофика тканей.

Массаж раздражает Периферические рецепторы и оказы­вает черев них влияние на центральную нервную систему. Поэтому массаж и гимнастика как фак­тор раздражения крайне необходимы при лечении заболеваний такого рода. Гимнастику и массаж применяют, в сочетании с ортопедическими мероп­риятиями, физиотерапевтическими процедурами, медикаментозной терапией.

■ О-образное искривление ног и X- образное искривление;

  • в некоторых случаях возможна «рахитическая коксавара» (изменение шеечно-диафизарного

  • угла);

    Эти нарушения могут обнаруживаться у ребенка в различных сочетаниях. Далее рассмотрены приемы массажа, специфические для каждого из указанных нарушений. «Куриная грудь»

    Укрепляющий массаж выполняется по общей схеме, но большее внимание уделяют грудной клет­ке, межреберным мышцам, которые необходимо интенсивно растирать подушечками пальцев вдоль межреберных мышц в течение 2-3 минут (рис. 129).

    Сзади акцент необходимо делать на межлопаточную область, разгибатели спины (рис. 130,131,132). Спе­реди — на деформированные ребра с применением приемов надавливания на грудину с задержкой до 10 секунд (рис. 133).

    Последний прием повторить 2-3 раза, а при большой деформации 6-8 раа. «Грудь сапожника»

    При этой разновидности рахита акцент делается сзади — на межлопаточную область и разгибатели спины, а спереди — на растяжение грудной клет­ки вдоль реберных дуг (рис. 133). Массаж прово­дят в щадящем режиме, т. к.

    большие грудные, мышцы спазмированы и ребенок может ощущать боль. Применяют пассивную коррекцию реберных дуг — надавливание внутрь с задержкой до 10 се­кунд (рис. 134), чередуя с глубокими, энергичными поглаживаниями (рис. 135).

    Рахитическая коксавара

    Большое внимание необходимо уделить нижним конечностям. Могут проявляться нарушения и со

    Рис. 129

    Рис. 130

    сторонытазобедренного сустава. При образованиирахитической коксавары, нарушаетсяпоходка (становится «утиной»). При ходьберебенок как бы переваливается из стороныв сторону. Причина в не­состоятельностиягодичных мышц, поэтому применя­етсястимулирующий, укрепляющий массаж мышцбедер и ягодиц с применением приемоврастирания и разминания (рис. 136-142).

    Источник: https://studfile.net/preview/6218963/page:13/

    Массаж при врожденном вывихе бедра

    Массаж при врожденном вывихе бедра у детей

    Основной признак врожденного вывиха бедра (дисплазии тазобедренного сустава) — это ограничение пассивного отведения бедер. Наличие заболевания у ребенка проверяется следующим образом:

    1. Пассивное отведение в стороны тазобедренных суставов. Следует положить малыша на спину, согнуть его ноги в тазобедренных и коленных суставах под прямым углом и мягко развести бедра в стороны. Если сустав поражен, отведение ограничено со стороны пораженного сустава. Можно определить ограничение движения и в положении ребенка на животе при сгибании ног, как при ползании.

    2. Оценка симметричности подъягодичных складок и складок на бедрах. Нужно положить малыша на живот, выпрямить ему ножки и внимательно рассмотреть симметричность складок: асимметрия складок на бедрах и ягодицах — частый признак поражения тазобедренного сустава.

    При возникновении подозрений о наличии заболевания нужно немедленно обратиться к ортопеду.

    Лечение положением. Врач-ортопед накладывает шину, а родители, в свою очередь, должны строго выполнять его рекомендации.

    Если в применении шин нет необходимости, то следует использовать широкое пеленание, которое выполняется следующим образом: две пеленки нужно сложить несколько раз и проложить их между ножек ребенка, согнутых в тазобедренных и коленных суставах и отведенных в стороны на 60-80 градусов. В этом положении ноги ребенка нужно зафиксировать третьей пеленкой или штанишками.

    Носить малыша на руках следует, поддерживая его одной рукой за спину, другой — под ягодицы. При этом ребенок должен своими широко расставленными ножками как бы обнимать туловище взрослого. Не стоит носить ребенка “верхом” на боку у взрослого, так как в таком положении туловище ребенка располагается асимметрично).

    Лечебный массаж и гимнастика. При врожденном вывихе бедра и тазобедренной дисплазии сустава массаж делается только с разрешения врача-ортопеда.

    Особенно это относится к комплексам массажа, которые включают в себя такие упражнения, как рефлекторная “ходьба”, “подтанцовывание”, приседание.

    При лечении ребенка с использованием ортопедических шин массаж и упражнения следует проводить в объеме, допускаемом укладкой.

    Чтобы расслабить приводящие мышцы бедер, можно сделать точечный массаж с одновременным отведением ноги: подушечкой указательного или среднего пальца нужно мягко надавить в области тазобедренного сустава, затем отвести согнутую ногу малыша кнаружи, сочетая это движение с легким потряхиванием. Можно применить вибрационный массаж внутренних поверхностей бедер: покачивание таза ребенка, лежащего на опоре, на весу.

    Полезны упражнения в теплой воде: поддерживая малыша под грудь и живот, следует подводить его к стенке ванны, добиваясь сгибания ног.

    Во время купания возможны также рефлекторная “ходьба”, “подтанцовывание” (в воде осевая нагрузка на тазобедренный сустав меньше).

    При плавании ребенка на животе можно проводить укрепляющий массаж ягодичных мышц, воздействуя на точки, расположенные посередине подъягодичных складок.

    Примерный комплекс массажа и гимнастики для детей в возрасте от 2 недель до 3 месяцев

    Приемы лечебной гимнастики и массаж ног необходимо повторять при каждом пеленании по 10-15 раз.

    1. И. п. — лежа на спине. Следует произвести общий поглаживающий массаж рук, ног, живота.

    2. И. п. — лежа на животе. Нужно произвести выкладывание ребенка на живот с разведенными ногами и провести массаж задне-наружных поверхностей ног: поглаживание, растирание, затем поочередное отведение согнутых ног малыша в стороны (как при ползании) с фиксированием таза.

    Далее должно следовать поглаживание спины и поясничной области.

    Массировать поясничную область (поглаживание и растирание), ягодицы (поглаживание, растирание, стимулирующие приемы —пощипывание, поколачивание пальцами), области тазобедренного сустава (круговое поглаживание, растирание) и задне-наружной поверхности ног. Потом должно следовать отведение согнутых ног в стороны (как при ползании). И наконец, — “парение”.

    3. И. п. — лежа на спине.

    Следует произвести массаж передне-наружной поверхности ног: поглаживание, растирание в сочетании с приемами расслабления приводящих мышц бедра, —сгибание ног ребенка в коленных и тазобедренных суставах и мягкое пластичное разведение бедер. При этом всегда нужно помнить, что, разводя бедра, не следует допускать резких движений, чтобы не вызвать боли при рефлекторном сокращении приводящих мышц бедра и негативной реакции ребенка на процедуру.

    Далее должно следовать вращение бедра вовнутрь: одной рукой следует зафиксировать тазобедренный сустав, а ладонью другой руки мягко обхватить колено ребенка и, слегка надавливая на него, постепенно произвести вращение бедра по его оси вовнутрь (этим упражнением достигается мягкое давление головки бедренной кости на суставную (вертлужную) впадину). Потом массаж стоп: растирание, разминание.

    Затем следует произвести рефлекторные упражнения для стоп. Для тренировки опорной функции стоп рекомендуются упражнения в положении ребенка лежа на животе и спине с использованием мяча, при этом опора для стоп создается рукой или мячом. Процедура заканчивается массажем грудной клетки.

    Источник: https://massaj-spb.com/massazh-pri-vrozhdennom-vyvihe-bedra/

    Детский ортопед Алексей Даровский:

    Массаж при врожденном вывихе бедра у детей

    Врачи считают, что многие нарушения опорно-двигательного аппарата ребенка можно выявить еще в роддоме. Однако даже месячных младенцев в поликлинике часто осматривает не детский ортопед, а хирург.

    Если пропустить у малыша неправильное развитие тазобедренных суставов — дисплазию, или деформацию стопы, то позже он может страдать от боли, хромать, у него раньше времени возникнут возрастные заболевания суставов.

    В каких случаях при дисплазии нужны стремена? Что делать, если у школьника обнаружен сколиоз? Как предупредить развитие плоскостопия? На эти и другие вопросы наших читателей во время прямой линии ответил детский ортопед Института травматологии и ортопедии Национальной академии медицинских наук Украины Алексей Даровский.

    * — Здравствуйте, Алексей Сергеевич! Вам звонит Ольга Матвеевна из Гостомеля. Моя дочка в свое время росла четыре месяца в стременах. Недавно она родила девочку, и я переживаю, не будет ли у малышки дисплазии?

    — Ваши опасения не беспочвенны. Склонность к дисплазии тазобедренных суставов передается по наследству. Если у мамы была патология, то с немалой вероятностью она повторится у дочери, тем более что девочки болеют чаще, чем мальчики.

    Когда на прием приходят родители ребенка с дисплазией, мы всегда спрашиваем, все ли в порядке с суставами у родственников? Затем интересуемся, как протекала беременность, доношенным ли родился малыш, как появился на свет — сам или путем кесарева сечения, в каком положении находился в матке. Этот орган — треугольной формы.

    Если головка ребенка вверху (такое предлежание называется тазовым), зажатые суставчики страдают, а внизу — хорошо развиваются, ведь малыш активно шевелит ножками.

    Важно, что мама во время беременности ела и пила, болела ли гриппом, какие лекарства принимала. Правильно собранный анамнез — это половина диагноза.

    Советую вам показать внучку ортопеду в месяц, в три, шесть, а также в год, потому что тазобедренные суставы в каждом возрасте имеют свои особенности.

    Бывает, что малыш родился здоровым, но у него возник дисбактериоз или другое нарушение, и это отразилось на формировании суставов.

    * — «ФАКТЫ»? Это Наталья из Киева. У внучки, которая родилась недоношенной — в 28 недель, дисплазия тазобедренных суставов под вопросом, и врач предлагает одеть стремена. Это делать обязательно или можно повременить?

    — Недоношенные малыши входят в группу риска по дисплазии. Если диагноз под вопросом, то нужно углубленно обследоваться, и при подтверждении нарушения определиться, какое лечение необходимо. Корректирующие стремена, надетые на здорового ребенка, пользы не принесут и могут даже затормозить его развитие.

    Чтобы уточнить диагноз, мы назначаем УЗИ. Это информативное и безвредное исследование можно проводить с первых дней жизни.

    А вот рентген детям до трехмесячного возраста делать нельзя! Но потом его информативность нарастает с каждым месяцем.

    Как правило, грудничку после семи — девяти месяцев УЗИ уже не делают, потому что кость, в которую к тому времени превратился хрящ, не пропускает ультразвук.

    Также советую вам сделать ультразвуковое исследование в специализированном, а не многопрофильном учреждении. Исследование должно включать не только заключение, но и снимок, по которому можно оценить правильность выводов врача.

    Можете обратиться к специалистам нашего Института травматологии и ортопедии, но предварительно возьмите направление у педиатра, а также — все результаты исследований, которые проводились внучке раньше. Поликлиника института находится по адресу: г. Киев, Чеховский переулок, 7. Телефон регистратуры — 0 (44) 486−18−65.

    * — Прямая линия? Звонит Алла из Выжницы Черновицкой области. У сына (ему два месяца) на правой ножке не видна складочка, и педиатр советует показать его ортопеду. Это нужно?

    — Только на асимметричность складок ориентироваться нельзя — это недостоверный критерий. Кроме значимых складок, например, ягодичных, которые должны совпадать на обеих сторонах, есть не имеющие значения жировые.

    Мы обычно обращаем внимание на длину ног, объем и симметричность движений — одинаково ли ножки раскладываются? Осматривая младенца, которому исполнился месяц-полтора, прислушиваемся, не слышен ли при отведении ножки щелчок — по этому признаку можно заподозрить вывих бедра.

    * — Алло! Это Нина из Волынской области. Врачи назначили внучке стремена, но я сама ее «меряла», когда купала, и все было нормально.

    — Действительно, многие бабушки считают, что при купании ребеночка нужно «мерять» — доставать локтем коленку противоположной ножки, и наоборот.

    Но так нельзя определить нарушение в суставах, ведь при двустороннем врожденном вывихе бедра объем движений с обеих сторон одинаковый, хотя и ограниченный. А когда ребенок начнет ходить и нарушения станут заметными, корректировать их сложнее.

    По поводу стремян, то ортопеды не назначают их всем детям с дисплазией. В большинстве случаев незначительное нарушение можно исправить гимнастикой, массажем. Главное, чтобы родители чувствовали ответственность и тщательно выполняли рекомендации врача.

    Если через месяц-полтора, несмотря на все старания, улучшения нет, то безоговорочно одеваем стремена. Врач выставляет правильные углы, обучает мам и пап, как менять систему в зависимости от роста малыша.

    * — Могу я поговорить с доктором? Это Алиса, киевлянка. Моя дочка (ей пять месяцев) сейчас находится в стременах. Пора давать прикорм, поэтому меня интересует, какие продукты полезны для суставов?

    — Я всегда спрашиваю кормящих мам, что они едят. Хорошо, если женщина любит творог, рыбу: младенец получит нужные ему кальций, фосфор, витамины. Зимой ребенку нужно дополнительно давать витамин D, независимо от вида вскармливания.

    Организм кормящей мамы страдает от недостатка солнца, а отложенный в печени запас витамина D израсходован еще в ноябре-декабре. Также этот витамин нужен и ребенку-искусственнику, ведь нет смесей летних и зимних.

    Дозировку в каждом случае должен подобрать врач.

    С девяти-десяти месяцев приучайте малышку к рыбе — там содержится много полезного фосфора, но предварительно посоветуйтесь с педиатром и гастроэнтерологом. Не гоняйтесь за охлажденной рыбой (ее иногда кладут на лед после размораживания), а лучше берите свежую или сухой заморозки.

    Полезны хек, минтай, сайда, мерлуза, треска, нототения, ледяная, путассу, морской окунь и другие. Если ребенку не нравится рыба, выбирайте сорта без резкого рыбного запаха: талисман, гренадер, судак.

    Если предпочитаете красную рыбу, то лучше готовить не выращенную на рыбной ферме, а дикую, выловленную в океане: арктического гольца, кижуча, нерку, чавычу, горбушу.

    Чтобы обеспечить организм магнием, предлагайте малышке блюда из злаковых, а со временем и бобовых: каши, пюре. Считаю, что полезнее продукты, выращенные в родных краях. Цитрусовые, как и шоколад, вызывают аллергию, поэтому их нельзя давать малышам до трех лет. Старшим детям очень полезно есть киви: один плод содержит суточную дозу витамина С.

    * — Звонит Римма из Киева. У моей дочки (ей 11 лет) обнаружили начальную стадию сколиоза, и врач сказал, что в этом возрасте нарушение начинается у многих детей. Почему?

    — В 11—12 лет происходит скачок роста. Но следить за осанкой ребенка нужно постоянно, ведь искривление позвоночника может прогрессировать или замедляться до окончания роста (у девушек — около 16 лет, юношей — 18—19).

    К сожалению, во многих школах парты не регулируются соответственно росту, поэтому хотя бы дома старайтесь устроить для дочки правильное рабочее место.

    Она должна сидеть с прямой спиной, а ноги, согнутые в коленях под углом 90 градусов, — стоять на полу.

    Поговорите с учителями, чтобы на протяжении учебного года они пересаживали учеников из ряда в ряд. Очень полезно плавание: оно укрепляет не только мышцы спины, но и всего тела. Также советую разучить с дочкой комплекс упражнений.

    Элементарную «лодочку» (лежа на животе, прогибаться, отводить плечи назад и поднимать ноги) следует выполнять три раза в день по десять раз.

    Дважды в год можно проходить курс массажа — он нужен практически всем детям и взрослым, а не только тем, кто предрасположен к сколиозу.

    Спать необходимо на жесткой постели с невысокой подушкой. Если все это делать, начиная с младших классов, то с большой вероятностью нарушение не будет усугубляться. Отсутствие ухудшения — это тоже победа.

    Если же заболевание прогрессирует, понадобится корректор осанки (корсет Шено) — его назначает врач. Но в случае, когда ребенок носит корсет не по показаниям, мышцы спины слабеют, и потом нарушение может ускориться.

    III—IV степень сколиоза требует оперативного лечения. Операцию делают, когда зоны роста закрыты.

     — Диана из Киева. Моей четырехмесячной дочке врач назначил солевые ванночки. Зачем они нужны и как их правильно делать?

    — Солевые ванночки врач назначает в дополнение к гимнастике и массажу, чтобы улучшить кровообращение в области тазобедренных суставов. Они получают питание из окружающих мягких тканей, а при массаже или принятии ванночки усиливается приток крови.

    Процедуру делают, если нет противопоказаний, например, кожных проявлений.

    Для ванночки нужна теплая вода (температура несколько выше той, при которой купаете ребенка) — 38—39 градусов: на десять литров — две столовые ложки морской соли без ароматизаторов и красителей.

    Сначала ребенка выкупайте, как обычно, а потом подержите ягодичками 10—20 секунд в соленой воде и смойте соль, хорошо вытрите малышку.

    Затем можно сделать массаж, гимнастику и одеть памперс побольше, чтобы хорошо развести ножки.

    Если все нормально, то завтра и все последующие дни ребенка можно подержать в ванночке (но помните — только ягодицами, чтобы не перегреть) уже минуту. После десятидневного курса на несколько недель сделайте перерыв.

    Ванночка — это лечебная процедура, которую должен назначать врач. А вот массаж, гимнастику и широкое пеленание можно применять без опасений. У народов, где принято туго пеленать грудничков, случаев дисплазии гораздо больше. Очень полезно плавание в ванной или детском бассейне. Я часто повторяю родителям, что у рыб не бывает сколиоза.

    * — Это Тамила из Нежина Черниговской области. У моего шестилетнего сына часто болят колени. Мы были у ортопеда, и врач, осмотрев ноги ребенка, сказал, что все в порядке. А мне кажется, что у сына плоскостопие.

    — Врач поступил неправильно: надо смотреть ребенка, раздетого до трусиков. Болит нога — следует обратить внимание на спину, а беспокоит спина — посмотреть стопы. Из опыта знаю: только один ребенок из пяти-шести, приходящих на прием, относительно здоров. Ваш сын дома шлепает босиком?

    — В тапочках, но не ортопедических.

    — Ортопедическую обувь делают на протезном заводе. А вы, вероятно, имеете в виду ортопедически правильную или профилактическую обувь: с жесткой пяткой, бугристой стелькой, небольшим каблучком.

    Даже дома ребенку желательно носить тапочки, имеющие выпуклости на стельке. Стопа растет до 13—14 лет, но у малышей до трех-четырех лет она плоская, и плоскостопие считается физиологическим.

    Ну, а дальше родители должны внимательно следить за развитием стопы, ведь испортить ее просто, а исправить тяжело.

    Детям полезно ходить босиком, но не дома — по ровному и гладкому полу, а летом по земле, песку, траве, гальке. Предложите малышу пальцами ног комкать или отрывать бумагу, сортировать фасоль, разворачивать обертки конфет. Орган, который работает, развивается.

    Можно насыпать в тазик мелкой гальки или желудей, и пусть ребенок под музыку топчется. Или положите наволочку с мелкими камешками на пол под стол. Школьник будет делать уроки и босыми ногами перекатывать камешки.

    У бедуинов практически не бывает плоскостопия, потому что они в детстве бегают за верблюдами босиком. А у богатых арабов, которые ходят в шлепанцах по плитке, стопы распластанные.

    Если мальчик отказывается дома носить обувь (тем более что родители, возможно, тоже ходят босиком), то предложите ему выбрать тапочки самому. То, что нравится, носится с удовольствием. В вашем случае уже можно не фиксировать пятку (это обязательно до пяти-шести лет).

    — У старшего сына где-то лет в 13 тоже болели колени. Помню, что ортопед поставил диагноз болезнь Шляттера и освободил от физкультуры.

    — Существует несколько заболеваний, при которых место на кости (апофиз), куда прикрепляется какая-либо большая и сильная мышца, например, четырехглавая бедренная, воспаляется.

    Взрослые, у которых закрыты зоны роста, не болеют, а у детей мышцы сильные, а кости — недостаточно прочные. Если, например, каждый день понемногу дергать, не вырывая из земли, цветок в вазоне, то можно травмировать корни растения, и оно начнет чахнуть.

    Так и здесь: место присоединения мышцы воспаляется, возникает боль в ногах, чаще у мальчиков 12—14 лет.

    Нередко страдают дети, которые занимаются спортом и испытывают большие нагрузки. Также болезнь может возникнуть из-за нехватки в рационе кальция, фосфора, витамина D. Надеяться, что нарушение пройдет само по себе, опрометчиво.

    Мы рекомендуем длительное время не нагружать ноги, поменьше бегать и прыгать. Травмированная кожа обычно заживает за две недели, а костной ткани требуется в среднем год. Каждый день следует есть рыбу, творог, пить молоко и кефир, принимать рыбий жир, содержащий витамин D.

    Полезны физиопроцедуры, например, электрофорез с кальциево-фосфорной смесью.

    Подготовила Наталия САНДРОВИЧ, «ФАКТЫ»

    Фото в заголовке Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

    Читайте нас в Telegram-канале, и

    Источник: https://fakty.ua/211542-detskij-ortoped-aleksej-darovskij-chtoby-sustavy-mladenca-razvivalis-pravilno-ego-nelzya-tugo-pelenat

    Персональный сайт профессионального специалиста в области детского массажа Татьяны Дегтяревой, члена Украинской федерации массажа

    Массаж при врожденном вывихе бедра у детей

    Дисплазия тазобедренного сустава, врождённый вывих бедра – это часто встречающееся заболевание представляет собой неправильное взаиморасположение элементов тазобедренного сустава. В зависимости от степени смещения головки бедренной кости различают вывих, подвывих и предвывих бедра.

    Одной из причин является дисплазия тазобедренного сустава (порок развития всех элементов сустава). У новорожденного формирование сустава не завершено, поэтому очень важна ранняя диагностика и лечение заболевания. При раннем начале лечения прекрасно помогает массаж и лечебная гимнастика.

    При врожденном вывихе бедра и тазобедренной дисплазии сустава массаж делается только с разрешения врача-ортопеда. Особенно это относится к комплексам массажа, которые включают в себя такие упражнения, как рефлекторная “ходьба”, “подтанцовывание”, приседание. При лечении ребенка с использованием ортопедических шин массаж и упражнения следует проводить в объеме, допускаемом укладкой.

    Чтобы расслабить приводящие мышцы бедер, можно сделать точечный массаж с одновременным отведением ноги: подушечкой указательного или среднего пальца нужно мягко надавить в области тазобедренного сустава, затем отвести согнутую ногу малыша кнаружи, сочетая это движение с легким потряхиванием. Можно применить вибрационный массаж внутренних поверхностей бедер: покачивание таза ребенка, лежащего на опоре, на весу.

    Полезны упражнения в теплой воде: поддерживая малыша под грудь и живот, следует подводить его к стенке ванны, добиваясь сгибания ног.

    Во время купания возможны также рефлекторная “ходьба”, “подтанцовывание” (в воде осевая нагрузка на тазобедренный сустав меньше).

    При плавании ребенка на животе можно проводить укрепляющий массаж ягодичных мышц, воздействуя на точки, расположенные посередине подъягодичных складок.

    1) Примерный комплекс массажа и гимнастики для детей в возрасте от 2 недель до 3 месяцев

    Исходное положение – лежа на спине. Следует произвести общий поглаживающий массаж рук, ног, живота.

    Исходное положение – лежа на животе. Нужно произвести выкладывание ребенка на живот с разведенными ногами и провести массаж задне-наружных поверхностей ног: поглаживание, растирание, затем поочередное отведение согнутых ног малыша в стороны (как при ползании) с фиксированием таза. Далее должно следовать поглаживание спины и поясничной области.

    Массировать поясничную область (поглаживание и растирание), ягодицы (поглаживание, растирание, стимулирующие приемы – пощипывание, поколачивание пальцами), области тазобедренного сустава (круговое поглаживание, растирание) и задне-наружной поверхности ног. Потом должно следовать отведение согнутых ног в стороны (как при ползании).

    И наконец, — “парение”.

    Исходное положение – лежа на спине. Следует произвести массаж передне-наружной поверхности ног: поглаживание, растирание в сочетании с приемами расслабления приводящих мышц бедра, —сгибание ног ребенка в коленных и тазобедренных суставах и мягкое пластичное разведение бедер.

    При этом всегда нужно помнить, что, разводя бедра, не следует допускать резких движений, чтобы не вызвать боли при рефлекторном сокращении приводящих мышц бедра и негативной реакции ребенка на процедуру.

    Далее должно следовать вращение бедра вовнутрь: одной рукой следует зафиксировать тазобедренный сустав, а ладонью другой руки мягко обхватить колено ребенка и, слегка надавливая на него, постепенно произвести вращение бедра по его оси вовнутрь (этим упражнением достигается мягкое давление головки бедренной кости на суставную (вертлужную) впадину).

    Потом массаж стоп: растирание, разминание. Затем следует произвести рефлекторные упражнения для стоп. Для тренировки опорной функции стоп рекомендуются упражнения в положении ребенка лежа на животе и спине с использованием мяча, при этом опора для стоп создается рукой или мячом. Процедура заканчивается массажем грудной клетки.

    2) Все упражнения нужно делать на жесткой поверхности: стол или пеленальник, подложив под ребенка непромокаемую пеленку. Массаж делается 1 раз в день.

    Время подбираете оптимальное для ребёнка – когда малыш не голоден, в хорошем настроении и его ничего не беспокоит. В курсе 10-15 сеансов. Обязательно 2-3 курса для улучшения эффекта. Перерывы между курсами 1-1,5 месяца.

    Так как массаж для малышей большая нагрузка, без перерыва делать не рекомендуют.

    Массаж необходимо делать в положении малыша на спине (обхватывая весь сустав), можно, положить на спину и массировать переднюю поверхность бедер, а лежа на животе заднюю поверхность. Начинайте с поглаживания: руки плотно прилегают к телу в области тазобедренного сустава, давление не должно быть сильным, руки не смещают кожу, а скользят по ней. 

    Делают спиральные движения большим и указательным пальцами или всей ладонью. Исключают внутреннюю поверхность бедер (около половых органов). Продолжительность поглаживания 3-5 минут, затем переходят к растиранию.

    Давление сильнее, чем при поглаживании, происходит не скольжение, а смещение кожи. На пораженных суставах растирание дает хороший эффект. Его лучше делать подушечками пальцев, проникая глубоко в мышцы.

    Растирание можно делать такой же техникой, что и поглаживание. Продолжительность 10 минут. 

    Кроме того, полезно делать растирание поясничной области, ягодиц и массаж стопы для улучшения циркуляции крови

    Гимнастику делают 2-3 раза в день, каждое упражнение по 10-15 раз. Помогут следующие упражнения (делаются в положении ребенка лёжа на спине): . 

    “велосипед” – согните ноги в коленях и тазобедренных суставах и имитируйте езду на велосипеде.

     Сгибание-разгибание ног вместе и по очереди (одна нога согнута в коленке, другая прямая и так чередуем ноги).

      Согните одну ногу в коленке и тазобедренном суставе, – одной рукой зафиксируйте тазобедренный сустав, другой рукой обхватите колено ребенка и, слегка надавливая на него, производите вращение бедра внутрь.

    Разводя бедра, не допускайте резких движений, чтобы ребенку не было больно и не вызывало негативной реакции на процедуру.

    Если ребенок находится в шинах, массаж и гимнастику проводят в объеме, позволяемом укладкой. Необходимо наблюдать за улучшением, разводя согнутые ножки, аккуратно стараясь положить их на стол. После проведённых сеансов, следует обратиться к ортопеду.

    Может понадобиться рентген сустава, для того, чтобы определить успешность лечения. В тяжелых случаях возможна необходимость наложения шин, что это должен определить ортопед.

    Однако, как утверждают специалисты: если есть возможность, необходимо лечить ребенка массажем и гимнастикой.

    Источник: http://www.detmas.com.ua/page/mas/dislocation.php

    Терапевт Лебедев
    Добавить комментарий