Лфк при врожденном вывихе бедра у взрослых

Упражнения лечебной физической культуры при врождённом вывихе бедра

Лфк при врожденном вывихе бедра у взрослых

упражнения лфк при врождённом вывихе бедра

Сегодня публикую

комплекс специальных

упражнений для дошкольников

с врожденным вывихом бедра

Упражнения ЛфК проводятся у таких детей ,

начиная с первого года жизни в комплексе с другими методами лечения

Упражнение 1. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно сгибать и разгибать

ноги в коленном суставе. Повторить 8-10 раз для каж-

дой ноги.

Упражнение 2. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно поднимать вверх

прямые ноги. Повторить 8-10 раз для каждой ноги.

Упражнение 3. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Одновременно поднимать прямые

ноги вверх. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Исходное положение — лежа на здо-

ровом боку. Отводить ногу, согнутую в колене. Повто-

рить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 5. Исходное положение — лежа на

здоровом боку. Отводить в сторону прямую ногу. По-

вторить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 6. Исходное положение — лежа на

животе, на ноге (на стороне оперированного сустава),

в области средней трети голени закрепить отягощение

Упражнение 7. Исходное положение — лежа на жи-

воте. Напрягать и расслаблять мышцы ягодиц 6-8 раз.

Упражнение 8. Исходное положение — лежа на жи-

воте. Легко поколачивать пятками по ягодицам 4-6 раз.

Упражнение 9. Исходное положение — стоя на чет-

вереньках. Отводить согнутую ногу в сторону. Повто-

рить 3-4 раза каждой ногой.

Упражнение 10. Отбивать мяч, подвешенный на вы-

соте 0,5 м, пяткой по 4-6 раз каждой ногой.

При неэффективности консервативных методов ле-

чения проводят артротомию с артропластикой. В пери-

од перед операцией (1,5-3 месяца) проводятся общеук-

репляющие и тонизирующие упражнения, тренируется

навык произвольного расслабления мышц (что необхо-

димо для скелетного вытяжения при высоком стоянии

головки бедра).

На второй день после операции назначается лечеб-

ная гимнастика для укрепления ягодичных мышц, уве-

личения подвижности в тазобедренном суставе. Гипсо-

вую повязку снимают через 1 месяц после операции.

комплекс специальных

упражнений в послеоперационный период

Упражнение 1. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно сгибать и разгибать

ноги в коленном суставе. Повторить 8-10 раз для каж-

дой ноги.

Упражнение 2. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно поднимать вверх

прямые ноги. Повторить 8-10 раз для каждой ноги.

Упражнение 3. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Одновременно поднимать прямые

ноги вверх. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Исходное положение — лежа на здо-

ровом боку. Отводить ногу, согнутую в колене. Повто-

рить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 5. Исходное положение — лежа на

здоровом боку. Отводить в сторону прямую ногу. По-

вторить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 6. Исходное положение — лежа на

животе, на ноге (на стороне оперированного сустава),

в области средней трети голени закрепить отягощение

(мешочек с песком). Отводить прямую ногу с отяго-

щением вверх. Повторить 3-5 раз для каждой ноги.

Упражнение 7. Исходное положение — лежа на здо-

ровом боку. Отводить прямую ногу с отягощением в сто-

рону. Повторить 3-5 раз для каждой ноги.

Таким образом, ранняя диагностика имеет решающее значение для успешного лечения.

Детям и подросткам, которым пришлось пережить хирургическое вмешательство при лечении дисплазии, следует выполнять индивидуальные упражнения, отличающиеся от иных форм консервативного лечения.

Необходимо полностью исключить бег, прыжки и поднятие тяжестей (свыше 15 кг), а также периодически выполнять курс упражнений, направленных на восстановление и «здоровое» функционирование мышечной массы оперируемой ноги.

Также рекомендуется посещение бассейна с выполнением водных упражнений, велотренажеров, физиопроцедуры (озокерит, грязи), лечебный массаж – все это лишь ускорит процесс реабилитации больного ребенка. Т.к.

после хирургического вмешательства дисплазия исправлена (или частично исправлена), то все процедуры и упражнения должны быть направлены на восстановление правильной ходьбы, ликвидации хромоты и восстановление мышечной массы ноги, на сустав которой была сделана операция. Лечебная гимнастика – упражнения на сгибание, разгибание, отведение, внутреннюю ротацию в положении лежа, упражнения для укрепления отводящих мышц бедра.

Примерные упражнения:

Упражнения, выполняемые лежа:

– лечь на спину, согнуть ноги под углом 900 и сделать «велосипед» по 10 раз в разные стороны. (Следует делать медленно, чтобы не было слышно щелчков в тазобедренном суставе);

– сгибание-разгибание ног вместе и по очереди (одна нога согнута в коленке, другая прямая и так чередуем ноги);

– прижать одну ногу в коленке и вращать ее в разные стороны (ту же процедуру повторить и о второй ногой, если оперированы обе);

– выпрямить ноги и кончиками пальцев потянуться к телу, стараясь по максимуму напрячь мышцы ног;

– выпрямить ноги, ступни перпендикулярны ноге, и отводить по очереди ноги в стороны и вверх.

Упражнения, выполняемые сидя:

– поочередное сгибание ноги в коленке (пальцы ног «смотрят» вверх);

– согнуть ноги в коленках и поочередно отводить их вправо и влево (выполнять медленно);

– выпрямить ноги и кончиками пальцев потянуться к телу, стараясь по максимуму напрячь мышцы ног.

Упражнения, выполняемые стоя:

– стоя на одной ноге, вторую поджать под себя (сзади) и постараться как можно выше поднять ногу;

– выпрямить ноги, ступни перпендикулярны ноге, и отводить по очереди ноги в стороны и вверх;

– согнуть ноги в коленке под углом 900 и поочередно отводить их в стороны;

– подержать ногу на весу и кончиками пальцев потянуться к телу, стараясь по максимуму, напрячь мышцы ног.

– ходьба «босиком» (стараться следить за правильностью походки);

– ходьба на внутренней стороне стопы;

– приседания (необходимо выполнять медленно и с опорой);

– с помощью гимнастического мяча выполнять массаж ступней;

Упражнения, помогающие реабилитироваться ребенку после операции, необходимо выполнять постоянно и очень осторожно. Указания “не специалиста” могут нанести непоправимый вред здоровью подростка.

Следует помнить, что физическая усталость у детей послеоперационного периода настает значительно быстрее, чем у других детей.

Потому сеанс занятия лечебной физкультурой необходимо проводить не более 15 минут с перерывом не меньше 10 минут.

Диагностика

Неонатолог ещё в роддоме осматривает новорождённого, что позволяет диагностировать возможные врождённые заболевания, в особенности вывих тазобедренного сустава. Это особенно касается тех случаев, когда у женщины во время ношения плода присутствовали факторы осложнения.

Самый очевидный признак дисплазии – асимметричность кожных складок у младенца на ягодицах или в области паха. В некоторых случаях, на поражённой конечности больше складок, которые находятся выше.

Но не стоит особо полагаться на этот метод диагностики, так как у любого абсолютно здорового ребёнка можно встретить такую асимметрию.

К тому же, при двустороннем вывихе и подвывихе, складки располагаются абсолютно симметрично.

Следующий способ заключается в разведении согнутых ножек ребёнка в стороны. При вывихе или подвывихе одного или обоих тазобедренных суставов, развести ножки будет тяжело. Ножки здорового ребёнка без проблем разводятся в стороны и даже могут соприкасаться поверхности, на которой он лежит.

Синдром щелчка считается наиболее достоверным методом определения врождённой дисплазии у малыша.

Выполнять такую диагностику может только специалист, так как она заключается в сгибании и разгибании ножек ребёнка под определённым углом.

Во время выполнения этих манипуляций о вправлении бедренной кости в вертлужную впадину будет служить характерный для сустава щелчок. Для ранней диагностики дисплазии у новорождённого этот метод считается самым эффективным.

Если родители хотят самостоятельно проверить своего малыша на наличие дисплазии им необходимо всего-навсего сопоставить длину его ножек. При вывихе одна ножка будет значительно длиннее другой.

Про наличие вывиха также свидетельствует разная высота коленей. Для проведения этой диагностики необходимо уложить ребёнка, согнуть его ножки в коленах и установить их подошвы на ровную поверхность, на которой он лежит.

Любой хруст или щелчки в суставах их ребёнка также должны насторожить внимательных родителей.

Если есть подозрения на дисплазию, врач может назначить ребёнку ультразвуковое исследование. Родителям не стоит отказываться от него, так как его данные позволяют поставить точный диагноз или удостовериться, что с ребёнком всё нормально. Тем более этот метод диагностики абсолютно безболезненный и безвредный для малыша.

Узнайте что собой представляет супрапателлярный бурсит коленного сустава

Методы лечения артроза коленного сустава здесь

Причины артрита тазобедренного сустава http://prosustavy.com/bolezni/artrit/artrit-tazobedrennogo-sustava.html

Профилактика

Для нормального развития тазобедренных суставов новорожденного, большинство ведущих специалистов советуют использовать именно широкое пеленание, либо вообще не пеленать своего малыша.

Забыть про народное тугое пеленание, когда ножки ребенка тщательно выпрямляют и максимально туго перетягивают пеленками.

Обнаружив у новорожденного сыночка или дочки признаки дисплазии, не нужно впадать в панику или судорожно начинать делать ему какие-то самостоятельные упражнения на разведение ног, этим можно только навредить.

Необходимо срочно показать ребенка специалистам и спокойно начать предписанное лечение, тогда максимум через год малыш будет нормально и беззаботно резвиться, а родители вскоре забудут о былых переживаниях.

Упражнения

Чтобы добиться положительной динамики в лечении нужно провести несколько курсов массажа и гимнастики. Однако родители могут сами сделать легкие укрепляющие процедуры.

Упражнения при дисплазии тазобедренных суставов у новорожденных:

  • провести легкий массаж в области суставов (поглаживание, легкое растирание);
  • согнуть ножки ребенка в коленном суставе под прямым углом, прижать к животу;
  • разводить бедра легкими круговыми движениями в течение 5-10 минут;
  • провести упражнение «велосипед»
  • закончить легким поглаживанием.
  • Гимнастику лучше проводить дважды в день.

Родителям важно знать, что только своевременное лечение может предотвратить появление серьезных осложнений, которые иногда приводят к инвалидности. Во взрослом состоянии может развиться коксартроз (разрушение сустава).

Гимнастика

Чтобы расслабить приводящие мышцы бедер, можно сделать точечный массаж с одновременным отведением ноги: подушечкой указательного или среднего пальца нужно мягко надавить в области тазобедренного сустава, затем отвести согнутую ногу малыша кнаружи, сочетая это движение с легким потряхиванием. Можно применить вибрационный массаж внутренних поверхностей бедер: покачивание таза ребенка, лежащего на опоре, на весу.

  • Исходное положение — лежа на спине. Проводится общий поглаживающий массаж рук, ног, живота.
  • Исходное положение — лежа на животе. Ребёнок выкладывается на живот с разведенными ногами и проводится массаж задне-наружных поверхностей ног: поглаживание, растирание, поочередное отведение согнутых ног малыша в стороны (как при ползании) с фиксированием таза. Потом следует поглаживание спины и поясничной области. Проводится массаж поясничной области (поглаживание и растирание), ягодиц (поглаживание, растирание, стимулирующие приемы — пощипывание, поколачивание пальцами), области тазобедренного сустава (круговое поглаживание, растирание) и задне-наружной поверхности ног. Затем следует отведение согнутых ног в стороны (как при ползании) и “парение”.
  • Исходное положение — лежа на спине. Следует произвести массаж передне-наружной поверхности ног: поглаживание, растирание в сочетании с приемами расслабления приводящих мышц бедра — сгибание ног ребенка в коленных и тазобедренных суставах и мягкое разведение бедер. Разводя бедра, нельзя допускать резких движений, чтобы не вызвать боли при рефлекторном сокращении приводящих мышц бедра и негативной реакции ребенка на массаж. Далее делается вращение бедра вовнутрь: одной рукой следует зафиксировать тазобедренный сустав, а ладонью другой руки мягко обхватить колено ребенка и, слегка надавливая на него, постепенно произвести вращение бедра по его оси вовнутрь (этим упражнением достигается мягкое давление головки бедренной кости на суставную впадину). Потом проводится массаж стоп: растирание, разминание. Затем необходимо выполнить рефлекторные упражнения для стоп. Для тренировки опорной функции стоп рекомендуются упражнения в положении ребенка лежа на животе и спине с использованием мяча, при этом опора для стоп создается рукой или мячом. Процедура заканчивается массажем грудной клетки.

Источник: https://multiurok.ru/files/uprazhnieniia-liechiebnoi-fizichieskoi-kul-tury-pr.html

Персональный сайт профессионального специалиста в области детского массажа Татьяны Дегтяревой, члена Украинской федерации массажа

Лфк при врожденном вывихе бедра у взрослых

Дисплазия тазобедренного сустава, врождённый вывих бедра – это часто встречающееся заболевание представляет собой неправильное взаиморасположение элементов тазобедренного сустава. В зависимости от степени смещения головки бедренной кости различают вывих, подвывих и предвывих бедра.

Одной из причин является дисплазия тазобедренного сустава (порок развития всех элементов сустава). У новорожденного формирование сустава не завершено, поэтому очень важна ранняя диагностика и лечение заболевания. При раннем начале лечения прекрасно помогает массаж и лечебная гимнастика.

При врожденном вывихе бедра и тазобедренной дисплазии сустава массаж делается только с разрешения врача-ортопеда. Особенно это относится к комплексам массажа, которые включают в себя такие упражнения, как рефлекторная “ходьба”, “подтанцовывание”, приседание. При лечении ребенка с использованием ортопедических шин массаж и упражнения следует проводить в объеме, допускаемом укладкой.

Чтобы расслабить приводящие мышцы бедер, можно сделать точечный массаж с одновременным отведением ноги: подушечкой указательного или среднего пальца нужно мягко надавить в области тазобедренного сустава, затем отвести согнутую ногу малыша кнаружи, сочетая это движение с легким потряхиванием. Можно применить вибрационный массаж внутренних поверхностей бедер: покачивание таза ребенка, лежащего на опоре, на весу.

Полезны упражнения в теплой воде: поддерживая малыша под грудь и живот, следует подводить его к стенке ванны, добиваясь сгибания ног.

Во время купания возможны также рефлекторная “ходьба”, “подтанцовывание” (в воде осевая нагрузка на тазобедренный сустав меньше).

При плавании ребенка на животе можно проводить укрепляющий массаж ягодичных мышц, воздействуя на точки, расположенные посередине подъягодичных складок.

1) Примерный комплекс массажа и гимнастики для детей в возрасте от 2 недель до 3 месяцев

Исходное положение – лежа на спине. Следует произвести общий поглаживающий массаж рук, ног, живота.

Исходное положение – лежа на животе. Нужно произвести выкладывание ребенка на живот с разведенными ногами и провести массаж задне-наружных поверхностей ног: поглаживание, растирание, затем поочередное отведение согнутых ног малыша в стороны (как при ползании) с фиксированием таза. Далее должно следовать поглаживание спины и поясничной области.

Массировать поясничную область (поглаживание и растирание), ягодицы (поглаживание, растирание, стимулирующие приемы – пощипывание, поколачивание пальцами), области тазобедренного сустава (круговое поглаживание, растирание) и задне-наружной поверхности ног. Потом должно следовать отведение согнутых ног в стороны (как при ползании).

И наконец, — “парение”.

Исходное положение – лежа на спине. Следует произвести массаж передне-наружной поверхности ног: поглаживание, растирание в сочетании с приемами расслабления приводящих мышц бедра, —сгибание ног ребенка в коленных и тазобедренных суставах и мягкое пластичное разведение бедер.

При этом всегда нужно помнить, что, разводя бедра, не следует допускать резких движений, чтобы не вызвать боли при рефлекторном сокращении приводящих мышц бедра и негативной реакции ребенка на процедуру.

Далее должно следовать вращение бедра вовнутрь: одной рукой следует зафиксировать тазобедренный сустав, а ладонью другой руки мягко обхватить колено ребенка и, слегка надавливая на него, постепенно произвести вращение бедра по его оси вовнутрь (этим упражнением достигается мягкое давление головки бедренной кости на суставную (вертлужную) впадину).

Потом массаж стоп: растирание, разминание. Затем следует произвести рефлекторные упражнения для стоп. Для тренировки опорной функции стоп рекомендуются упражнения в положении ребенка лежа на животе и спине с использованием мяча, при этом опора для стоп создается рукой или мячом. Процедура заканчивается массажем грудной клетки.

2) Все упражнения нужно делать на жесткой поверхности: стол или пеленальник, подложив под ребенка непромокаемую пеленку. Массаж делается 1 раз в день.

Время подбираете оптимальное для ребёнка – когда малыш не голоден, в хорошем настроении и его ничего не беспокоит. В курсе 10-15 сеансов. Обязательно 2-3 курса для улучшения эффекта. Перерывы между курсами 1-1,5 месяца.

Так как массаж для малышей большая нагрузка, без перерыва делать не рекомендуют.

Массаж необходимо делать в положении малыша на спине (обхватывая весь сустав), можно, положить на спину и массировать переднюю поверхность бедер, а лежа на животе заднюю поверхность. Начинайте с поглаживания: руки плотно прилегают к телу в области тазобедренного сустава, давление не должно быть сильным, руки не смещают кожу, а скользят по ней. 

Делают спиральные движения большим и указательным пальцами или всей ладонью. Исключают внутреннюю поверхность бедер (около половых органов). Продолжительность поглаживания 3-5 минут, затем переходят к растиранию.

Давление сильнее, чем при поглаживании, происходит не скольжение, а смещение кожи. На пораженных суставах растирание дает хороший эффект. Его лучше делать подушечками пальцев, проникая глубоко в мышцы.

Растирание можно делать такой же техникой, что и поглаживание. Продолжительность 10 минут. 

Кроме того, полезно делать растирание поясничной области, ягодиц и массаж стопы для улучшения циркуляции крови

Гимнастику делают 2-3 раза в день, каждое упражнение по 10-15 раз. Помогут следующие упражнения (делаются в положении ребенка лёжа на спине): . 

“велосипед” – согните ноги в коленях и тазобедренных суставах и имитируйте езду на велосипеде.

 Сгибание-разгибание ног вместе и по очереди (одна нога согнута в коленке, другая прямая и так чередуем ноги).

  Согните одну ногу в коленке и тазобедренном суставе, – одной рукой зафиксируйте тазобедренный сустав, другой рукой обхватите колено ребенка и, слегка надавливая на него, производите вращение бедра внутрь.

Разводя бедра, не допускайте резких движений, чтобы ребенку не было больно и не вызывало негативной реакции на процедуру.

Если ребенок находится в шинах, массаж и гимнастику проводят в объеме, позволяемом укладкой. Необходимо наблюдать за улучшением, разводя согнутые ножки, аккуратно стараясь положить их на стол. После проведённых сеансов, следует обратиться к ортопеду.

Может понадобиться рентген сустава, для того, чтобы определить успешность лечения. В тяжелых случаях возможна необходимость наложения шин, что это должен определить ортопед.

Однако, как утверждают специалисты: если есть возможность, необходимо лечить ребенка массажем и гимнастикой.

Источник: http://www.detmas.com.ua/page/mas/dislocation.php

�������������� ������������ ������������������������ ����������������, ������������������������, ����������������������. ������������������������. ��������������. ���������������������� ��������������

Лфк при врожденном вывихе бедра у взрослых

Врождённый вывих бедра- тяжёлое и часто встречающееся заболевание опорно-двигательного аппарата, суть его состоит в неправильном взаиморасположении элементов тазобедренного сустава, в зависимости от степени смещения головки бедренной кости в вертлужной впадине различают вывих, подвывих или предвывих бедра.

Дисплазия тазобедренного сустава- это порок развития сустава, всех его элементов, считается одной из основных причин развития вывиха бедра.

Следует помнить, что у новорождённого формирование сустава ещё не завершено, поэтому крайне важна ранняя диагностика заболевания и максимально раннее начало лечения, в настоящее время ещё в роддоме каждого новорождённого осматривает специалист, тем не менее родителям следует знать некоторые, наиболее частые симптомы этой патологии.

Самый постоянный признак врождённого вывиха бедра (дисплазии тазобедренного сустава)- это ограничение пассивного отведения бёдер, ребёнок лежит на спине, согните его ноги в тазобедренных и коленных суставах под прямым углом и мягко разведите его бёдра в стороны, пассивное отведение ограничено со стороны поражения сустава.

Иногда, когда ребёнок не даёт отвести бёдра в положении на спине, легко определить ограничение движения в положении ребёнка на животе при сгибании ног, как при ползании.

Положив малыша на живот и выпрямив его ноги, внимательно оцените симметричность подъягодичных складок и складок на бёдрах, асимметрия складок на бёдрах и ягодицах- частый признак поражения тазобедренного сустава, в грубых случаях возможно укорочение ноги, наружный поворот (наружная ротация) бедра и симптом соскальзывания (щелчка) определяются реже.

Для подтверждения или исключения заболевания немедленно обратитесь к ортопеду, рентгеновское исследование позволит уточнить диагноз. Лечение начинается с первых дней жизни ребёнка, широко применяется функциональный метод, включающий лечение положением (с использованием различного рода шин, широкого пеленания), специальный массаж и приёмы лечебной гимнастики.

Лечение положением- шину накладывает врач-ортопед, родители должны строго выполнять его рекомендации, если лечения в шине не требуется, то применяется широкое пеленание: две пелёнки складывают несколько раз и прокладывают между ножек ребёнка, согнутых в тазобедренных и коленных суставах и отведённых в стороны на 60-80 градусов, в этом положении ноги ребёнка фиксируют третьей пелёнкой или штанишками, памперсами. Такое пеленание можно рекомендовать всем детям, так как в положении отведения ног создаются оптимальные условия для правильного развития тазобедренных суставов, широкое пеленание начинают применять ещё в роддоме и продолжают до трёх-четырёхмесячного возраста. Очень важно правильно держать ребёнка на руках, взрослый поддерживает ребёнка руками за спину, прижимая его к себе, ребёнок широко расставленными ножками обнимает туловище взрослого. Не рекомендуется положение ребёнка верхом на боку у взрослого, так как при этом положении туловище ребёнка асимметрично. Можно пользоваться рюкзаком (с жёсткой спинкой), но следует иметь в виду, что ежедневное длительное ношение ребёнка в таком положении нежелательно, так как это может привести к привычному порочному положению стоп. В положении ребёнка лёжа на животе стопы его должны быть вне матраца (свисать), эта поза является профилактикой напряжения приводящих мышц бедра.

https://www.youtube.com/watch?v=sNnQMKMVYZw

Массаж и лечебная гимнастика проводятся на основе общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребёнка.

Особенности массажа- применяют более тщательный и дифференцированный массаж поясничной области (поглаживание и растирание), ягодиц (поглаживание, растирание, стимулирующие приёмы- пощипывание, поколачивание пальцами), области тазобедренного сустава (круговое поглаживание, растирание), массаж чередуется с упражнениями лечебной гимнастики.

В положении ребёнка на животе сделайте поглаживание и растирание задненаружных поверхностей ног, после чего поочерёдно отведите согнутые ноги малыша в стороны (как при ползании), фиксируя его таз, затем согните обе ножки, одновременно разводя колени в стороны.

В положении ребёнка на спине проводится массаж передненаружных поверхностей ног (поглаживание и растирание) в сочетании с приёмами расслабления приводящих мышц бедра, сгибание ног ребёнка в коленных и тазобедренных суставах и мягкое пластичное разведение бёдер, разводя бёдра, не следует допускать резких движений, чтобы не вызвать боли при рефлекторном сокращении приводящих мышц бедра и негативной реакции ребёнка на процедуру, поэтому для расслабления приводящих мышц бёдер делают точечный массаж (расслабляющий метод) с одновременным отведением ноги. Эффективен точечный массаж в области тазобедренного сустава, подушечкой указательного или среднего пальца мягко надавите в области тазобедренного сустава, затем отведите согнутую ногу ребёнка кнаружи, сочетая это движение с лёгким потряхиванием. Расслабление приводящих мышц бёдер ребёнка (перед их разведением) достигается также вибрационным массажем внутренних поверхностей бёдер, покачиванием таза ребёнка, лежащего на опоре, на весу. Очень полезны упражнения в тёплой воде, поддерживая ребёнка под грудь и живот, подведите его к стенке ванны, добиваясь сгибания ног. Вращение бедра по его оси внутрь проводится в положении ребёнка на спине, одной рукой зафиксируйте тазобедренный сустав, ладонью другой руки мягко обхватите колено ребёнка и, слегка надавливая на него, постепенно производите вращение бедра по его оси вовнутрь, этим упражнением достигается мягкое давление головки бедренной кости на суставную (вертлужную) впадину.

Временно, до разрешения ортопеда, нельзя делать упражнения в рефлекторной ходьбе, подтанцовывании, переводить ребёнка в положение на корточках, стоя, невыполнение этого условия приводит к ещё большим деформациям тазобедренного сустава.

Рефлекторная ходьба, подтанцовывание возможны во время купания, так как в воде тело ребёнка значительно легче и, следовательно, осевая нагрузка на тазобедренный сустав меньше. Для тренировки опорной функции стоп рекомендуются упражнения в положении ребёнка лёжа на животе и спине, на мяче, опору для стоп создают рукой или мячом.

Очень полезно упражнение ладушки стопами, которое должно стать любимой игрой вашего малыша. Приёмы лечебной гимнастики и массаж ног следует повторять при каждом пеленании по 10-15 раз, при лечении ребёнка в ортопедических шинах массаж и упражнения проводятся в объёме, допускаемом укладкой.

Примерное занятие при дисплазии тазобедренного сустава с ребёнком в возрасте от двух недель до трёх месяцев- исходное положение: ребёнок лежит на спине:

1. Общий поглаживающий массаж рук и ног.2. Поглаживание живота- исходное положение: Ребёнок лежит на животе.3. Выкладывание на живот с разведёнными ногами.4. Поглаживание спины.5. Массаж поясничной области.6. Массаж ягодичных мышц, области тазобедренных суставов.7.

Массаж задненаружной поверхности ног.8. Отведение согнутых ног в стороны (как при ползании).9. парение- исходное положение: ребёнок лежит на спине.10. Массаж передненаружной поверхности ног.11. Разведение согнутых ног.12. Вращение бедра вовнутрь.13. Массаж стоп.14.

Рефлекторные упражнения для стоп.

15. Упражнения на мяче.

Источник: https://galen.by/articles/35-lechebnaya-gimnastika-i-massazh-pri-vrozhdjonnom-vyvikhe-bedra-displazii-tazobedrennogo-sustava

Врожденный вывих бедра

Лфк при врожденном вывихе бедра у взрослых

Наиболее частая деформация опорно-двигательного аппа­рата из всех врожденных пороков развития встречается у 2—3 детей из каждой 1000 новорожденных. Врожденный вывих бедра чаще (в 5 раз) встречается у девочек, поражая преимуществен­но левый тазобедренный сустав.

Отмечается недоразвитие всех составляющих элементов тазобедренного сустава: неглубокая вертлужная впадина, медленно окостеневающая небольшая головка бедра с укороченной шейкой, недоразвитие капсуло-связочного и мышечного аппарата, растяжение суставной сум­ки.

При этом головка бедренной кости смещается кверху и кза­ди по подвздошной кости.

Клиническая картинаврожденного вывиха бедра проявля-

ется с первых дней жизни в ограничениях пассивного отведе­ния согнутых в тазобедренном и коленном суставе ног, нали­чии симптома соскальзывания или «щелчка» в момент отведе­ния и последующего сведения бедра, асимметрии ягодичных складок и складок на внутренней поверхности бедра, наружной ротации бедра со стороны вывиха, лордозе поясничного отде­ла, атрофии ягодичных мышц, снижении температуры тела со стороны повреждения. Перечисленные симптомы не всегда ярко выражены. В более поздние сроки постановки диагноза отме­чается укорочение конечности, позднее начало ходьбы и «ути­ная» походка (плавно переваливающаяся).

Раннее начало лечения приносит наиболее эффективные ре­зультаты. Лечение врожденного вывиха бедра начинают в ро­дильном доме с широкого пеленания в течение первых 3 ме­сяцев. Тактика последующего лечения может быть консерватив­ной или оперативной.

При консервативном лечении осуществля­ется ортопедическое вправление тазобедренного сустава шина­ми ЦИТО, Волкова, Виленского и др., гипсовой повязкой в те­чение 3—4 месяцев с общей длительностью воздействия от 1 до 3 лет. Цель данного метода лечения — щадящее постепенное восстановление формы сустава и длительная фиксация в поло­жении максимальной коррекции.

Оперативное лечение приме­няют при отсутствии положительных результатов консерватив­ного лечения. Осуществляется артротомия с артропластикой.

В реабилитации детей с врожденным вывихом бедра ле­чебная физкультура является основным средством формирова­ния здорового сустава и единственным средством поддержа­ния моторного развития ребенка. Задачи ЛФК (по В.Л. Стар­ковой) (рис. 31):

— профилактика и устранение контрактуры приводящих
мышц бедра;

— формирование тазобедренных суставов, восстановление их формы, фиксация суставов в положении максималь­

ной коррекции (совместно с ортопедами);

— укрепление мышц, производящих движение в тазобед­ ренных суставах (сгибание, разгибание, отведение, вра­

щение внутрь);

— развитие в полном объеме активных движений в тазо­
бедренных суставах;

— коррекция вальгусного положения коленных и голено­стопных суставов, возникающих при лечении с исполь­зованием шин.

Средства реабилитации, используемые при врожденном выви­хе бедра: лечение положением, физические упражнения и мас­саж, дополненные физиотерапевтическими процедурами.

Лечение положением — одно из первых и наиболее дос­тупных средств, используется и осуществляется родителями. 1. При незначительной дисплазии в течение первых 3 меся­цев используется широкое пеленание (вчетверо сложенную пеленку кладут между согнутыми и отведенными бедра­ми).

, Рис. 31. Основные упражнения при врожденном вывихе бедра для детей раннего возраста: / — отведение прямых ног в стороны; 2 — круговые движения ногами; 3— отведение согнутых ног в стороны; 4— опускание прямых ног в стороны; 5 — приподнимание ног и опускание их разведенными; 6 — попеременное сгибание ног в разведенном положении (проводятся 2 раза в день)

2. У ребенка, сидящего на коленях у матери лицом к ней, ножки разведены в стороны, спинка поддерживается. Ког­ да мама стоит, ребенок, повернутый к ней лицом, ножка­ ми охватывает ее туловище. При ношении ребенка исполь­ зуется сумка-«кенгуру», длительное использование которой нежелательно, так как приводит к устойчивому отведению

передних отделов стопы кнаружи и их вальгированию.

3. В положении лежа на животе ноги ребенка с отведенными и согнутыми стопами должны быть вне матраца, в против­

ном случае усиливается спазм мышц — аддукторов бедер.

Физические упражнения бывают общеразвивающие и спе­циальные; первые начинают использовать с начала жизни ре­бенка в качестве рефлекторных упражнений, а по мере его взрос­ления — с учетом его психомоторного развития.

Специальные упражнения способствуют улучшению трофических процессов в тазобедренных суставах, мышцах бедер и ягодиц. С учетом возраста ребенка применяются пассивные (до года) и активные упражнения (от 1 до 3 лет).

На первом году жизни, как правило, физические упражне­ния сочетаются с массажем.

При врожденном вывихе бедра обычно используют классический массаж с приемами погла­живания, растирания и легкое разминание мышц поясничной области, ягодиц, передней, задней и боковой поверхности бед­ра и мягкий точечный массаж ягодичных мышц у головки бед­ра в сочетании с приемами расслабления мышц, приводящих бедро. Эффективны также теплые ванны, подводный массаж, парафиновые аппликации, грязелечение.

С детьми старше 3 месяцев родители занимаются лечебной гимнастикой 3—5 раз в день по 5—10 мин.

Для детей дошколь­ного возраста для закрепления результатов консервативного ле­чения, а в некоторых случаях и для долечивания используется лечебная гимнастика не реже 3 раз в неделю по 20—25 мин с применением активных физических упражнений в разгрузоч­ном и.п. Примерный комплекс ЛГ для детей дошкольного воз­раста (5—6 лет).

Вводная часть занятия (3—5 мин)

1. Ходьба с коррекцией неправильной установки стоп.

2. Дыхательные упражнения в ходьбе или стоя, с равномер­
ной нагрузкой на обе конечности.

Основная часть занятия (15—20 мин), исходное положение лежа на спине

3. Попеременное сгибание — разгибание стоп (4—6 раз).

4. Попеременное сгибание — разгибание ног в коленном и
тазобедренном суставах (6—8 раз).

5. Отведение и приведение прямой ноги. Движение выполня­ ется без опоры о пол (4—6 раз каждой ногой). Носок на себя, стопа удерживается вертикально. Дыхание произволь­

ное.

6. Одновременно потянуться двумя руками вверх, пятками вниз. Вернуться в исходное положение и расслабиться (3—

4 раза). Дыхание произвольное (самовытяжение).

7. Попеременно отбивать ногами подвешенный на высоте 40—
50 см мяч, 4—6 раз каждой ногой.

8. Ноги согнуты, стопы стоят на полу. Медленное, плавное разведение ног в стороны и возвращение назад (4—6 раз).

Дыхание произвольное.

9. Методист удерживает ноги ребенка за голеностопный сус­ тав и выполняет легкую вибрацию всей конечности (3— 4 раза каждую ногу). Можно выполнить на двух конечнос­

тях одновременно.

10. Лежа на здоровом боку, отвести прямую ногу в сторону,
вернуться назад (4—6 раз).

11. В исходном положении лежа на животе: напрягать и рас­
слаблять ягодичные мышцы, 6—8 раз.

12. Движение ногами, как при ползании по-пластунски (4—6 раз
каждой ногой).

13. Как в упр. 7, но отбивать мяч пяткой (4—6 раз каждой но­
гой).

14. Легкое поколачивание пятками по ягодицам 4—6 раз. Пау­
за отдыха.

15. Стоя на четвереньках, отвести согнутую ногу до горизон­
тального уровня (3—4 раза каждой ногой).

16. Игра.

Заключительная часть — 2—3 мин.

17. Ходьба, с попеременным потряхиванием ногами.

18. Стоя, руки в стороны, сжать — разжать пальцы кисти (3—
4 раза).

При оперативном методе лечения в реабилитации детей с врожденным вывихом бедра выделяют 5 периодов: предопе­рационный,период иммобилизации,период пассивных движе­ний(ранний постиммобилизационный), период активных дви­жений(поздний постиммобилизационный), период обучения ходьбе(тренировочный). Лечебная гимнастика начинается с первого дня поступления ребенка в стационар на оперативное лечение. Задачи ЛГ предоперационногопериода: оказать об­щеукрепляющее и тонизирующее действие; улучшить обмен веществ, функцию мышц тазобедренного сустава. Длитель­ность данного периода варьирует от 1,5 до 3 мес. Под дей­ствием физических упражнений улучшается функциональное состояние мышц тазобедренного сустава. Ребенок приобрета­ет навык расслабления мышц, что особенно важно при ис­пользовании скелетного вытяжения при высоком стоянии го­ловки бедра. Массаж области тазобедренного сустава приме­няют в течение 3—4 недель.

В послеоперационномпериоде ЛГ назначается со 2-го дня. Задачи реабилитации — оказать противовоспалительное, обез­боливающее и рассасывающее действие; ускорить формирова­ние тазобедренного сустава и увеличить подвижность в нем (рис. 32).

Средства данного периода: УВЧ, диадинамические процедуры, электрофорез с новокаином, теплолечение, элект­ростимуляция, ванны и лечебная гимнастика. УВЧ-терапия на­чинается со 2-го дня после операции и длится до 10-го дня.

Под действием УВЧ ускоряется кровообращение, усиливаются им­мунобиологические процессы, проявляется бактерицидное, ан­тиспазматическое, обезболивающее действие, уменьшается отечность тканей.

Диадинамометрия на область тазобедренного сустава про­водится через «окошко» в гипсовой повязке в течение 6 мин ежедневно. Данный метод оказывает обезболивающее действие, стимулирует процессы регенерации.

Электрофорез с новокаином (выше и ниже гипсовой повяз­ки) — в течение 15—20 мин ежедневно, начиная со 2-го по 10— 11-й день. После снятия иммобилизации электрофорез приме­няют непосредственно на область тазобедренного сустава (12— 15 процедур).

Рис. 32.

Упражнения для тазобедренного сустава и укрепления ягодичных мышц после операции по поводу врожденного вывиха бедра: 1 — попеременное сгибание ног; 2 — поочередное отведение прямых ног вверх; 3 — отведение двух ног вверх; 4— лежа на боку, отведение ноги, согнутой в коленном суставе; 5 — отведение прямой ноги в сторону; 6,7— лежа на животе и боку, отведение ноги с отягощением

Парафино-озокеритовые аппликации на область сустава (при температуре 44—48°С) в течение 40—50 дней (15—20 про­цедур). Начиная с 4-го месяца применяют грязевые апплика­ции (40—42°С) длительностью 20 мин (через день в течение месяца).

Электростимуляция четырехглавой мышцы бедра — 15 мин ежедневно начиная с 21-го дня (постиммобилизационный пе­риод) проводят в течение 40 дней, затем назначают электро­стимуляцию ягодичных мышц в течение 30 дней.

У детей школьного возраста гипсовую повязку снимают через 30—35 дней после операции. Для улучшения консолида­ции проводят электрофорез с фосфором и кальцием, чередуя с ультразвуком, на область проекции головки и шейки бедра, что стимулирует репаративные процессы тканей сустава.

В ранний постиммобилизационный период при наличии выраженного болевого синдрома перед проведением пассивных движений рекомендуется использовать диадинамотерапию об­ласти сустава в течение 8—10 мин.

В восстановительном периоде широко используется ЛФК для восстановления функций нижних конечностей.

Предыдущая106107108109110111112113114115116117118119120121Следующая

Дата добавления: 2014-12-13; просмотров: 3385; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/1-61763.html

Список литературы

Лфк при врожденном вывихе бедра у взрослых

  1. Абакаров А.А. Обоснование щадящих методов лечения в системе мед. Реабилитации детей с врожденным вывихом бедра.// Дисс.к.м.н., 1987г.

  2. Беляева А.А. Ангиография в клинике травматологии и ортопедии.// Москва, Медицина- 1993г.

  3. Богданов Ф.Р., Тимофеева И.А. Врожденный вывих бедра.// Москва, Медицина- 1959г.

  4. Бойчев Б. Оперативная ортопедия и травматология.// София-1962г.

  5. Виленский В.Я. Диагностика и функциональное лечение врожденного вывиха бедра // Москва, Медицина- 1971г.

  6. Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия.// Москва, Медицина- 1972г.

  7. Волков М.В.,Тер-Егиазаров Г.М., Юкина Г.П. Врожденный вывих бедра.// Москва, Медицина- 1972г.

  8. Кисиль И.Ю. Клинико-рентгенологические аспекты врачебно-трудовой экспертизы лиц, перенесших реконструктивно-восстановительные операции на тазобедренном суставе в детском возрасте.// Дисс. к.м.н., Москва- 1991г.

  9. Куценок Я.Б., Рулла Э.А.,Мельник В.В. Врожденная дисплазия тазобедренного сустава. Врожденные подвывих и вывих бедра.// Киев, 1992г.

  10. Леванова И.В. Грибова И.В. Кралина С.Э. Опыт консервативного лечения врожденного вывиха бедра у детей старше 6 мес. // Матер. Научно-практической конференции детских ортопедов-травматологов России, Старая Русса, 25-27 мая 2000г.

  11. Леванова И.В. Грибова И.В. Принципы лечения врожденного вывиха бедра у детей. //Матер. XXII научно-практической конференции по итогам работы медицинского совета комитета здравоохранения г. Москвы по экспертизе отдаленных результатов лечения травм и ортопедических заболеваний у детей, Москва, 1999г.

  12. Лечебная физическая культура с детьми при врожденном вывихе бедра. (Методические указания)// Ленинград- 1960г.

  13. Малахов О.А., Грибова И.В., Кралина С.Э. Лечение врожденного вывиха бедра у детей младшего возраста функциональными методами. //Сборник научных трудов конференции молодых ученых “Новое в решении актуальных проблем травматологии и ортопедии”, Москва, 2000г.

  14. Малахов О.А. Грибова И.В. Кралина С.Э. Оценка результатов лечения врожденного вывиха бедра с применением щадящих методов вправления. //Матер. XXIII научно-практической конференции по итогам работы медицинского совета комитета здравоохранения г. Москвы по экспертизе отдаленных результатов лечения травм и ортопедических заболеваний у детей, Москва, 2000г.

  15. Малахов О.А. Грибова И.В. Кралина С.Э. Значение предварительной дистракции для хирургической коррекции врожденного вывиха бедра у детей после 3-х лет. //Сборник научных трудов конференции молодых ученых “Новое в решении актуальных проблем травматологии и ортопедии”, Москва, 2000г

  16. Малахов О.А. Кожевников О.В. Грибова И.В. Леванова И.В. Кралина С.Э. Лечение врожденного вывиха бедра у детей. // Матер. Конгресса травматологов-ортопедов России с международным участием, Ярославль, 1999г.

  17. Малахов О.А. Кожевников О.В. Грибова И.В. Леванова И.В. Кралина С.Э. Наш опыт лечения врожденного вывиха бедра у детей. // Вестник травматологии и ортопедии им.Н.Н.Приорова, Москва, 2000г.

  18. Малахов О.А. Кожевников О.В. Леванова И.В. Грибова И.В. Использование малотравматичных способов вправления врожденного вывиха бедра у детей. // Тез. докл. XXXII научно-практической конференции травматологов и ортопедов Рязанской области, Рязань, 1999г

  19. Миралимов М.М. Комплексное клинико-рентгенофункциональное исследование, врачебно-трудовая экспертиза и реабилитация лиц с врожденным вывихом бедра после его консервативного лечения.//Дисс.к.м.н., 1992г.

  20. Мирзоева И.И., Гончарова М.Н., Тихоненков Е.С. Оперативное лечение врожденного вывиха бедра у детей.// Ленинград, Медицина- 1976г.

  21. Мовшович И.А. Оперативная ортопедия // Москва, Медицина- 1984г.

  22. Отто Барта. Врожденный вывих бедра и его раннее консервативное лечение.// Будапешт- 1972г.

  23. Рабкин И.Е., Дедова В.Д., Нечволодова О.Л., Гусев Б.В., Алиев М.Д. Компьютерная томография у детей с дисплазией тазобедренного сустава.// Вестник рентгенологии и радиологии./ Москва, Медицина- 1989г. №6.

  24. Реабилитация больных после оперативного лечения врожденного вывиха бедра. (Методические рекомендации)// Киев-1972г.

  25. Руководство травматология-ортопедия под ред. Шапошникова Ю.Г.// Москва, Медицина, 1997г т.3.

  26. Соколовский А.М., Крюк А.С. Хирургическое лечение заболеваний тазобедренного сустава.// Минск- 1993г.

  27. Цыкунов М.Б. Еремушкин М.А. Грибова И.В. Мустаева С.Э. Коррекция походки при дисплазии тазобедренного сустава у детей старшего школьного возраста. Матер. Научно-практической конференции детских ортопедов-травматологов России, Старая Русса, 25-27 мая 2000г.

  28. Campbell` s Operative Orthopedics./ A.H.Crenshaw`editor- Saint Louis, 1963, Vol. 1.

  29. Clinical Orthopaedic Examination./ Ronald McRae`editions- New York, 1997.

  30. Current Diagnosis & Treatment in Orthopedics./ Harry B.Scinner` edition //Prentice-Hall International Inc, 1995.

  31. James T.Guille, Peter D.Pizzuttillo, G.Dean MacEwen. Developmental Dysplasia of the hip from Birth to Six Months.// Journal of the American Academy of Orthopedic Surgeons, Vol. 8, No 4, Jule/August 2000, p. 232-242.

  32. Operative Pediatric Orthopardics./ S.Terry Canale, James H. Beaty` editions // Mosby-Year Book, 1991.

Источник: http://www.det-orto.ru/media/vvb/S_lit.htm

Терапевт Лебедев
Добавить комментарий